Таким образом, оценка ситуации, в которой оказалась фирма, влияет на планирование процесса сегментирования. Осознание того, какие конкретно задачи решаются с помощью сегментирования, и какое место занимают полученные результаты, ведет к корректной установке акцентов в ходе исследования, подбору соответствующих инструментов и методов, и также формулировке актуального и грамотного решения для компании [13, с. 74].
1.2. Виды и этапы сегментации рынка
В ежедневной деятельности маркетологи используют как минимум 4 вида сегментации:сегментирование покупателей, товарных групп,
конкурентов и клиентов В2В сектора (рис.2).
Рисунок 2. Классификация видов сегментации [6, с. 85]
Каждый вид сегментирования рынка имеет свои особенности, цели и задачи. Сегментация рыночного спроса (покупателей) позволяет описать целевую аудиторию компании по географическим, поведенческим, социально-демографическими психографическим критериям.
Сегментирование деловых рынков помогает выделить перспективных клиентов, способных обеспечит компании стабильный доход в будущем. Продуктовая сегментация (анализ всего ассортимента в отрасли) помогает глобально оценить структуру рынка, выявить свободные функциональные ниши для создания новых товаров. А сегментирование конкурентов дает представление об угрозах и источниках роста для бизнеса [6, с. 42 ]. В общемировой практике используется следующее сегментирование потребителей по возрасту (табл. 3).
Таблица 3 — Сегментирование потребителей по возрасту [14, с. 52]
Возраст, лет Категория Характеристика
0-14 Дети Покупательское поведение напрямую связано с покупательским поведением родителей
15-24 Молодежь Принимает самостоятельные решения о покупке товаров. У представителей данной группы уровень достатка и принадлежность к определенному социальному классу еще не сформированы.
25-44 Экономическое
активное
население Самостоятельно принимающее решение о покупке товаров. В большинстве своем семейные люди с уже сформированным уровнем достатка и социальным классом.
45-64 года Экономическое
активное
население Их социальный уровень и доход полностью сформированы. Дети данной группы достаточно взрослые и не влияют на модель покупательского поведения.
65 и старше Люди
пенсионного
возраста В большинстве случаев не имеют высокого уровня заработка