Первая причина – очень специфическое событие, случай, который на самом деле произошел с ребенком. Во-вторых, страх может быть связан с объектом или человеком. Это включает в себя страх перед отрицательными персонажами и «плохими» людьми. Третья причина – запугивание при воспитании, внушение страха. Дети дошкольного возраста в конфликтных семьях чаще, чем их сверстники боятся животных, природных стихий, болезней, смерти, им часто снятся кошмары.
Другим источником страха являются СМИ (телевидение). Необходимо обратить внимание на то, какую информацию ребенок получает от СМИ, что видит в новостях, как он реагирует [29].
Психологи уделяют особое внимание следующим «кризисным» возрастам: 3-4 года, когда общее количество страхов у мальчиков уменьшается, у девочек увеличивается, 6-7 лет [11].
Трудный «кризисный» период – семь лет. Причем для дошкольников этого возраста характерен страх одиночества, смерти и нападения, а для младших школьников – другие (опоздание в школу, смерть родителей).
Страхи можно разделить на реальные и воображаемые, острые и хронические [12].
Реальный и острый страх предопределяется обстоятельствами (ситуацией), а вымышленный и хронический страх – чертами личности.
Виды детского страха
Современная психология делит 29 страхов на виды:
— бредовые страхи;
— навязчивые страхи;
— сверхценные страхи.
Бредовый страх – страх, причину которого просто невозможно найти. Например, как объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать определенную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится носить тапочки или завязывать шнурки.
К навязчивым страхам относят: клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства), гипсофобия (боязнь высоты), агорафобия (боязнь открытого пространства), ситофобия (боязнь принимать еду) и др.
Есть тысячи навязчивых детских страхов; невозможно перечислить их всех, конечно. Эти страхи испытывают дети в определенных, конкретизированных ситуациях.
Сверхценный страх, связанный с определенными мыслями (как говорится, «идеями фикс»). Вначале они соответствуют некоторым жизненным ситуациям, а затем становятся настолько важными, что ребенок не может думать ни о чем другом [22]. К сверхценным страхам детей относятся социальные страхи: страх ответить у доски, заикание.
Детские сверхценные страхи считаются самыми распространенными, их встречают практикующие психологи в 90% всех случаев. В этих страхах дети часто «застревают», и иногда им трудно избавиться от своих фантазий.
Проблемы страхов у дошкольников
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.