В сентябре 1997 года произошло принятие Федерального Закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». В нем говорилось об основных направлениях и принципах организации финансов местного значения, об установлении источников формирования направления, использования финансовых ресурсов местного самоуправления, об основах бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношениях органов самоуправления с финансовыми институтами, а также о гарантиях финансовых прав местных органов самоуправления.
Процесс формирования системы местного самоуправления и законодательства о нем не завершен. Необходимо осмысление первого опыта местного самоуправления для более объективного представления функционирования современной модели местного самоуправления.
2002 год в России стал началом административной реформы, которая должна привести к повышению эффективности деятельности всех уровней публичной власти, к четкому разграничению между ними полномочий и ответственности, к соответствующему приведению финансовых ресурсов каждого уровня в соответствии с полномочиями. Существенным ее компонентом стала реформа местного самоуправления. В 2003 году произошло принятие нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, датой вступления в силу которого должно было стать 1 января 2006 года. В дальнейшем он был множество раз изменен и дополнен, в том числе изменения коснулись и срока вступления Закона в полную силу, который был перенесен на 1 января 2009 года из-за того, что вновь образованные муниципальные образования не были финансово обеспечены и готовы к его реализации.
Таким образом, принято выделять три основных этапа формирования огранизационно-правовой основы местного самоуправления в России.
Первый этап — с 1990 по 1993 год.
Второй этап — с 1993 по 1995 год.
Третий этап — с 1995 — по настоящее время.
Анализируя отечественную историю земства и советского периода государственности, можно отследить то, какие принципы должны лежать в основе местного самоуправления и на что необходимо опираться, когда строится оптимальная модель организации местного самоуправления в РФ.
В соответствии с ходом истории можно сказать, что возникновение местного самоуправления всегда происходило там, где была необходимость в пробуждении инициативы местных органов власти для того, чтобы быстро и безболезненно выходить из кризиса.
В нашей стране местное самоуправление – это своеобразная гарантия от того, что не возникнет тоталитарный режим. Оно начало развиваться и стало иметь большую автономию в странах, у которых отсутствовал опыт демократических начал (Италия, Финляндия). В России же оно относится к государственной системе, однако не является частью системы государственных органов власти.
Учитывая то, как развивается современное российское общество, исторические корни местного самоуправления, зарубежного муниципального опыта, современной необходимо считать модель развитого местного самоуправления, которое сочетается с сильной государственной властью на уровне Федерации.
Таким образом, процесс становления правовых основ организации самоуправления все больше становится усовершенствованным, несмотря на то, что субъекты Федерации предпринимают различные законодательные попытки для сдерживания этого процесса.
Проблемы становления и развития системы местного самоуправления в России на современном этапе
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.