Подобные точки зрения существуют в литературе. Так, Н.С. Малеин полагает, что непосредственное правовое воздействие всех конституционных положений не соответствует действительности и самому характеру Основного Закона, но в то же время устанавливает, что конституционные нормы, требующие развития в отраслевом законодательстве, можно считать нормами прямого действия.
Следует согласиться с совершенно справедливым утверждением о невозможности прямого действия всех норм Конституции РФ в силу ее специфики, но в то же время представляется достаточно спорным утверждение о прямом действии норм Конституции, если они развиваются нормами отраслевого законодательства. Чтобы определить, имеют ли все нормы Конституции прямое действие, необходимо уточнить определение прямого действия конституции. Итак, под прямым действием Конституции РФ следует понимать самостоятельное применение норм Основного закона для регулирования существующих общественных отношений. Данное определение позволяет выявить один из важнейших признаков прямого действия – самостоятельность. Он предполагает, что общественные отношения регулируются исключительно нормами Конституции РФ без привлечения иных правовых актов. Опосредованным является действие норм конституции, осуществляемое после их предварительной регламентации в иных законодательных актах.
Опосредованное действие норм Конституции, соответственно должно было бы предполагать совместное применение ее норм и иных правовых актов. Однако, необходимо помнить о назначении и функциях Конституции, поскольку ее целью не является детальное регулирование общественных отношений, а только лишь установление общих принципов существования государства и общества. Так, В.О. Лучин отмечает, что большое количество конституционных норм реализуются вместе с иными правовыми актами. В вопросах установления статуса республики применяется Конституция РФ и конституции (уставы) субъектов, что имеет большое значение для правоприменителей, однако не означает разделения норм Конституции на прямые и опосредованные. Установление статуса республики и его конкретизация существуют наряду с прямым действием конституционных норм.
Всем указанным критериям соответствует положение ч. 1 ст. 15 Конституции, которые устанавливают прямое действие Конституции РФ. Более того, невозможно устанавливать деление конституционных норм на нормы прямого и косвенного действия в зависимости от субъекта их применяющего. Ошибочным было бы увязывать прямое действие с участием в их осуществлении исключительно судов общей юрисдикции. Можно констатировать, что прямое действие Конституции имеет важнейшую роль в гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводстве, давая возможность их субъектам требовать от государства создания возможности использовать норму Основного закона, и государство должно выполнить это требование. В связи с этим субъекты разных правовых отношений, и в первую очередь осуществляющие свои права и обязанности в процессе правоприменительной деятельности, вправе активно использовать нормы конституции и апеллировать к ним для обоснования и аргументации своей позиции.
Проблемы соотношения Конституции Российской Федерации и международного права.
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.