Одновременно утверждения политико-просветительской работы как основополагающей вело к деформации всех направлений музейной деятельности. Создание экспозиций, с помощью которых должна была производиться пропагандистско-агитационная работа среди населения, стало главным видом музейной работы. Это вело фактически к сворачиванию научных исследований в области профильных дисциплин, резкого сужения тематики комплектования фондов, то есть превращение работы по формированию базы вещественных источников для науки в простое сбора экспонатов для экспозиций. Как следствие, пропаганда монополизированной партийной идеологии, стала для советских музеев основным видом их деятельности, неизбежно вела не только к односторонней направленности в области комплектования фондов, но и к изъятию из музейного оборота материалов, противоречащих установленным шаблонам, политическим догмам и идеализированным образам » вождей «. Время от времени музейные собрания тщательно ревизовались с целью выявления материалов о «врагах народа». Это были в основном групповые снимки участников съездов, собраний, митингов, торжеств, где, среди прочих персоналий, были и изображения лиц, отнесенных к категории «врагов народа». Одни «крамольные» материалы поступали в «спецхраны», то есть переставали быть доступными даже для исследователей, другие — уничтожались.
В СССР жертвой борьбы с проявлениями «формализма» и «космополитизма» стал Государственный музей нового западного искусства. Он был создан на основе национализированных коллекций С. Щукина и И. Морозова, сначала преобразованных в самостоятельные музеи, а в 1922 г. объединенных в единый музей. Имеющиеся в нем произведения скульптуры, графики и декоративного искусства давали исчерпывающее представление о развитии новых течений в западноевропейском искусстве последних десятилетий XIX — начала XX в. По отзывам зарубежных специалистов, такого представительного собрания не было ни в одном из европейских и американских музеев. Но советское правительство решение о ликвидации музея. Сначала часть полотен планировалось уничтожить, а другие — разместить в провинциальных музеях. Но такого варианта развития событий удалось избежать. Коллекции распределились между Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Катастрофическими последствиями для советской, а, следовательно, и культуры в целом и музейной сферы в частности имел проведенная распродажа произведений искусства из музейных собраний.
Классовый подход к искусству, разделение его создателей на «своих» и «чужих», утверждение о существовании «идеологически вредного» искусства и о необходимости выборочного показа художественных произведений – все это свидетельствовало о глубокой деформации шкалы культурно-эстетических ценностей и духовных приоритетов. В соответствии с новыми критериями и ориентирами представлялось не только допустимым, но вполне разумным и целесообразным включить в торговый оборот малопригодные для марксистско-ленинского воспитания трудящихся творения прошлых эпох с тем, чтобы использовать вырученные средства на нужды строительства социализма.
Чтобы понять цену художественных потерь, которые понесли музее от распродажи, заметим, что только Картинная галерея Эрмитажа потеряла более пятидесяти живописных шедевров. Всего же, по оценкам специалистов, из музейных собраний СССР было продано около 1450 полотен, а также около 500 рисунков и гравюр, более 15 тыс. предметов прикладного искусства и огромное число монет, медалей и орденов. При этом до 1932 года пополнили бюджет страны лишь на 20 — 22 млн. рублей, то есть это – среднегодовая прибыль от них равен примерно 5 млн. рублей, что составляло менее одного процента от ежегодного объема всего экспорта. Таким образом, нанеся сокрушительный удар по музейной сфере страны, правительство получило мизерную прибыль, который вполне можно было выручить простым расширением экспорта другой группы товаров.
Проблемы сохранения музейных коллекций в первые годы советской (1917-1922)
- Людмила Николаев
- Искусство
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Николаев
Я закончила академию русского балета им. А. Я. Вагановой. Училась на педагогическом факультете. По специальности работаю 10 лет, преподаю культуру и искусство. За время работы написала 6 научных статей и сейчас работаю над второй диссертацией. В свободное время я работаю в компании «Диплом777», помогая студентам в написании рефератов, контрольных работ, курсовых и дипломных проектов. Благодарна сайту за возможность получать хороший доход, не выходя из дома.