Подводя итог сказанному, отметим, что теории самодетерминации личности направлены на объяснение места и роли самодетерминации в структуре личности и объяснения действия механизма самодетерминации. При этом понимание самодетерминации вписывается в общепсихологическую парадигму взглядов авторов теорий.
1.3. Развитие самодетерминации личности
Вслед за А. Маслоу, Э. Деси и Р. Райан рассматривают стремление к самодетерминации как врожденную направленность процесса развития к вовлечению в интересующее поведение. Однако врожденность не означает генетической предрасположенности. Напротив, уровень самодетерминации зависит от обстановки, в которой ребенок воспитывался в детстве. Оптимальное развитие обеспечивается предоставлением ребенку максимальной свободы в исследовании мира [2, с. 107-108]. Этим теория самодетерминации сближается с концепцией выученной беспомощности М. Селигмана и отечественным подходом к развитию самостоятельной личности в ходе ее социализации.
По мнению отечественных психологов Е.Р. Калитевской и Д.А. Леонтьева, самодетерминация не является врожденной потребностью, как это утверждают Э. Деси и Р. Райан. Это полностью личностный конструкт, формируемый в процессе индивидуального развития. Самодетерминация формируется постепенно на базе сближения друг с другом стремления к свободе как готовности человека к активным действиям и ответственности как высшей формы саморегуляции поведения [9, с. 52].
В современной психологии признается, что развитие регуляции поведения идет в направлении от полной определяемости внешними силами к внутренней автономной саморегуляции, т.е. самодетерминации. Различные стадии этого процесса могут быть представлены в виде континуума от внешней регуляции через интроекцию (по форме это внутренняя регуляция, но регуляторный процесс не включен в личность человека и является источником напряжения и конфликта) и идентификацию (предполагает отождествление человека с ценностями и регуляторными процессами и принятие их как своих собственных) к интеграции (регуляторные процессы ассимилированы в личность человека целиком) [20, с. 483].
Первые моменты самоутверждения и самодетерминации проявляются уже в 3 года, когда ребенок начинает осознавать свое «Я». А с 10 лет, когда младший школьник стремится утвердить свое «Я» в системе общественных отношений и осознает свою субъектную позицию, начинается этап выраженной индивидуализации, самоуправления и самодетерминации, продолжающийся до совершеннолетия [21, с. 124, 284-296].
Ключевым периодом для развития самодетерминации выступает подростковый возраст. В этом возрастном период происходит смещение движущих сил личностного развития извне вовнутрь на основе интеграции и полноценного развития механизмов свободы и ответственности [9, с. 52]. Д.А. Леонтьев, Е.Р. Калитеевская, Е.Н. Осин выделяют четыре типа самодетерминации в подростковом возрасте: автономный, симбиотический, импульсивный и конформный. Последние три – дисфункциональные, при них не происходит успешное формирование самодетерминации; гармоничный тип – автономный. Он характеризуется успешным разрешением подросткового кризиса, смещением движущих сил развития личности внутрь, формированием механизмов самодетерминации. Подростков с автономным типом отличает стабильное позитивное самоотношение, внутренняя опора, основанная на собственных критериях оценки ситуации, а также персональная ответственность за результаты своих действий [13, с. 211-619].
Таким образом, самодетерминация – личностный конструкт, который формируется в ходе социализации человека с раннего детства и может быть сформирован с разной степень успешности. Ключевым в формировании самодетерминации выступает подростковый возраст.