Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Проблемы “одиночества” в психологии

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Сторонники социологического подхода рассматривают одиночество как нормативную статистическую характеристику, присущую обществу. Переживание одиночества, так или иначе, связано с воздействием определенных социальных факторов. По мнению Д. Рисмена, одиночество возникает, если общество не удовлетворяет потребности индивидов, ориентированных вовне, т.е. на других людей. Не получая достаточного количества внимания извне, такие люди неизбежно будут испытывать одиночество, формируя, так называемую, «одинокую толпу» [21].
Слейтер считает, что причиной одиночества выступает индивидуализм [4]. В современно обществе, где каждый сам за себя, человеку все труднее удовлетворять потребности в общении и сопричастности. Возросшая социальная мобильность, изменение семейных отношений, как супружеских, так и детско-родительских приводят к утрате крепких семейных связей. Такое положение дел содействует возникновению чувства одиночества. Решение проблемы, согласно данному подходу, связано прежде всего с социальными преобразованиями.
Представители интимного подхода полагают, что одиночество вызывает невозможность максимально полно открыться другому. Недостаточность интимности и открытости межличностного взаимодействия, отсутствие по-настоящему близких и доверительных отношений создают благоприятную среду для развития чувства одиночества. При этом авторы теории отмечают важность соблюдения баланса между интимностью и формальностью общения, т.к. излишняя душевность и сердечность могут спровоцировать некорректную работу механизмов психологических защит и впоследствии стать разрушающими факторами [10]. Вместе с тем, в современных условиях у человека очень большой объем делового, ролевого общения, и часто наблюдается острый дефицит общения с глубоким личностным смыслом, где человек востребован как индивидуальность. Общение в социальных сетях тоже часто создает видимость решения данной проблемы.
Сторонники экзистенциального направления [16; 9] считают одиночество необходимым условием формирования и развития личности. Согласно этому подходу, все люди изначально одиноки, просто каждый в разной степени осознает и познает одиночество. Поэтому одиночество невозможно излечить, его можно только осмыслить и принять. Истинное одиночество возникает, когда человек сталкивается с пограничными экзистенциальными ситуациями, такими как смерть, трагедия, рождение, радикальная смена традиций и т.д. Несмотря на внешнюю поддержку, которую человек получает в таких ситуациях, справляться с ними ему, все же, приходится самостоятельно, в одиночку. И в процессе осмысления произошедшего, человек, как ни удивительно, знакомится с самим собой. После осознания своего изначального одиночества в рамках подлинного бытия общественные формы существования отходят на второй план. «Суета одиночества», когда человек предпочитает часто поверхностные, «тусовочные» формы общения и боится остаться один на один с собой, проблему одиночества не решают, а усугубляют.
А. Маслоу, исследуя особенности самоактуализирующихся личностей, обнаружил, что у таких людей есть потребность в одиночестве. Он описывает эту потребность как абсолютно нормальную и необходимую для самосовершенствования, самопознания, саморазвития и самоактуализации [5].
Поскольку одиночество может быть драматичным, понимаемое как тоска, субъективное ощущение духовной и душевной изоляции, непонятности, чувство неудовлетворенной потребности в общение и человеческой близости, то одиночество порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками (потребность в принадлежности).
Похожую трактовку одиночества можно найти и в работах Т.В.Драгуновой. Согласно ей, для подросткового возраста характерно возникновение интроспекции, ведущей к самоуглублению и самоанализу; появлением особого интереса к своим переживаниям; неудовлетворенность внешним миром, уходом в себя, что выражается в замкнутости подростка, его стремлении к одиночеству, склонности придаваться мечтам, противопоставлении себя окружающим, несущем с собою конфликты [11]
Т.В. Драгунова проводила специальное исследование, направленное на выяснение роли и места одиночества в подростковом возрасте [11]. У изученных ею подростков нет переживания одиночества как постоянного и характерного для них жизни обеспечения. Оно возникает эпизодически, под влиянием внешних, а не внутренних обстоятельств. Вместе с тем это эпизодическое ощущение отлично от того чувства, которое есть у детей младшего возраста, когда они бывают лишены общества товарищей. Юноша ощущает одиночество как следствие нереализованной потребности быть включенным в коллективную жизнь. То есть одиночество выступает как результат конфликта с коллективом товарищей, даже при сохранении хороших отношений с семьей. Эпизодическое чувство одиночества отнюдь не доставляет молодым людям наслаждения и активно преодолевается ими через включение в жизнь и деятельность коллектива.
При этом Т. В. Драгунова выделяла в качестве особого феномена «стремление к одиночеству», понимая его эпизодически возникающую у юноши потребность побыть одному. Это желание у студентов связано с потребностью разобраться в себе самом, в событиях окружающего мира, в своем отношении к этим событиям [11].
Одним из главных моментов исследования Т. В. Драгунова является понимание потребности побыть одному как необходимого условия для формирования мировоззрения подростка, и как свидетельство наличия этого процесса на определенном каком-то этапе.
Таким образом, многие исследователи считают одиночество неприятным переживанием; и лишь некоторые из них рассматривают одиночество как чисто патологическую реакцию. Для основной части специалистов одиночество является феноменом, свойственным широким и самым различным слоям населения. Только сторонники психодинамического подхода акцентируют исключительно детские предпосылки возникновения одиночества
В рамках личностного подхода исследования одиночества, представленным С.Г. Корчагиной [4; 5], учитывается целостность психики человека. Человек рассматривается как сложное, многофункциональное и уникальное существо. И все, что связано с переживанием одиночества, имеет дело с целостной структурой, а не с отдельными составляющими (например, с эмоциональной или когнитивной сферами).

Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜