Формирование Экономического союза идет значительно медленнее, чем Таможенного союза или Общего рынка. По мере развития Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции — Политического союза. Он совмещает все вышеуказанные формы с проведением общей экономической валютно-финансовой политики. Главная особенность данной формы интеграции состоит в создании наднациональных структур управления и проведения единой социально-экономической политики.
В целом, глобализация затрагивает все регионы мира и вынуждает страны более тесно взаимодействовать между собой. Касается это в том числе и постсоветского пространства. Более подробно об этому будет сказано в следующем параграфе.
1.2 Особенности интеграции на постсоветском пространстве
В настоящее время на территории стран, входивших в прошлом в состав СССР, можно выделить несколько направлений сотрудничества, которые приводят к тому, что экономическая интеграция занимает все большее значение в политической повестке дня:
Энергетика;
Транзит;
Сельское хозяйство;
Инновации;
Миграция.
В странах бывшего СССР было предпринято много попыток экономической интеграции, что впоследствии и привело к образованию таких интеграций, как СНГ, ЕврАзЭс (Евразийское Экономическое Сообщество) и ЕАЭС (Евразийского Экономического Союза).
Наибольшего успеха достигло создание ЕАЭС – крупной межгосударственной региональной организации. В 2014 году, Договор был подписан Россией, Казахстаном и Беларусью, в дальнейшем в состав организации вступили другие участники (Армения и Кыргызстан).
Основные задачи ЕАЭС лежат в плоскости экономических отношений, однако затрагивает и другие сферы. Главное, к чему должно было привести образованное объединение — это сильная активизация сотрудничества во всех сферах. Ключевая роль принадлежит России, которая является самой экономически развитой державой в регионе.
Существует ряд аспектов экономического характера, на которые образование ЕАЭС может оказать сильное влияние:
по причине уменьшения или даже полной ликвидации различных барьеров, мешающих внешнеэкономической деятельности между странами ЕАЭС, будет достигнуто снижение транспортных расходов, что неизбежно повлияет на уменьшение стоимости различных видов товаров и услуг;
уровень экономического развития стран объединения будет постепенно расти за счет эффективного использования сильных и слабых сторон, как своей экономики, так и экономик других стран ЕАЭС;
увеличение темпов роста торговли и экономики неизбежно приведет к увеличению качества жизни населения стран ЕАЭС;
активизируется формирование совместных компаний, которые силами экономики одного государства было бы трудно создать и эффективно развивать.
Важнейшим шагом по развитию интеграции между постсоветскими государствами в рамках ЕАЭС стало формирование единого таможенного пространства, которое ликвидировало разного рода ограничения и барьеры в рамках торговой деятельности между странами участницами.
По некоторым данным, ЕАЭС является одним из возможных вариантов проекта большой Европы. Подтверждение этому можно найти в тесном взаимодействии ЕАЭС в целом и отдельных его членов с Китаем, который также продвигает достаточно схожий проект: так называемый «новый Шелковый путь», который по планам китайского правительства должен связать Европу и Азию.
В целом, формирование ЕАЭС должно было оказать сильное влияние на развитие внешнеэкономических отношений между государствами объединения. Если говорить про Россию, то особенную актуальность развитие экономической интеграции в регионе приобрело после введения и постоянного ужесточения режима санкций со стороны многих развитых западных государств, которые являлись ключевыми экономическими партнерами страны.
Также нужно отметить, что немаловажной частью современного мира являются валютные отношения. Они неотъемлемы во время любых общественных отношений на международном уровне, например, в процессе торговой деятельности. Данная сфера характеризуется самой высокой степенью интернационализации.
Как известно, отношения экономического характера, которые напрямую связаны с работой и развитие валютного рынка в стране в обязательном порядке регулируются на государственном уровне. Осуществляется это при помощи так называемой валютной политики. Под данным термином в настоящее время принято понимать комплекс различных мер, осуществляемых государством с целью регулирования в валютной сфере.
Основной целью проведения валютной политики можно назвать обеспечение равновесия платежного баланса в стране, а также обеспечение нормального функционирования валютной системы. Условно валютную политику можно разделить на следующие направления: текущую и долговременную.
Если говорить про долговременную валютную политику, то в рамках нее производятся различные изменения структурного характера в валютном механизме, в том числе на наднациональном уровне при наличии соответствующих договоров и соглашений, которые заключаются в рамках установленных международных правил. Данные договоры могут действовать на региональном и глобальном уровне. В первом случае они заключаются в результате переговоров нескольких стран, второй же, как правило, предполагает участие различных международных организаций, в первую очередь МВФ.
Если рассматривать текущую валютную политику, то под данным термином подразумевается осуществление повседневного регулирования функционирования валютного рынка в стране. Производится при помощи различных действий и мероприятий ряда уполномоченных на это органов, таких как ЦБ, Минфин и т.п.
Валютная политика России — совокупность мер в сфере валютно-экономических отношений в соответствии с задачами социально-экономического развития страны. Особенно важно проведение эффективной валютной политики в современных достаточно сложных геополитических условиях, когда в условиях конфронтации с большинством развитых государств мира возникает необходимость более тесного сближения с партнерами по ЕАЭС в том числе и в валютной сфере.
Безусловно, тесная интеграция и сотрудничество могут открыть путь к более тесной экономической интеграции и политическому сотрудничеству, в том числе к формированию единого внутреннего рынка (общего рынка) валютного союза и фискального союза. При этом стоит понимать, что это, может порождать очень много различных проблем. В рамках следующей главы будет сделан акцент на анализ особенностей валютной интеграции на территории ЕАЭС.