Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Проблемы формирования и использования нефтегазовых доходов федерального бюджета.

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Таким образом, были рассмотрены различные виды доходов, которые получают бюджеты разных уровней. Также внимание уделялось отдельным специфическим моментам. Но не следует забывать о самом главном – о тех, кто платит налоги. Это и предприятия, и население. Структурное разнообразие предполагает наличие большого количества статей дохода для бюджетов всех уровней. Можно вспомнить о государственных предприятиях, перечисляющих средства, их заработок за границей, формирование стабилизационного, резервного и фонда национального благосостояния. Необходимо учитывать значительное количество различных моментов, которые оказывают влияние на положение дел, уровень доходности, существующие резервы и множество иных специфических деталей.

1.2 Особенности формирования и использования доходов федерального бюджета Российской Федерации

Рост мировых цен на нефть при осторожном бюджетном планировании вновь способствовал значительному улучшению показателей федерального бюджета. Разбираемся, как зарабатывала и на что тратила Россия в 2018 году.
Доходы федерального бюджета выросли на четверть в реальном выражении: с 15 088,9 млрд. до 19 454,9 млрд. рублей, из которых 46% пришлось на долю нефтегазовых доходов. Объем расходов при этом практически не изменился. Вновь образовался значительный профицит федерального бюджета, что позволило возобновить пополнение Фонда национального благосостояния в соответствии с новым бюджетным правилом.
В прошлом году наблюдался резкий рост нефтегазовых доходов — более чем в 1,5 раза. Основной компонент — поступления от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья — вырос на 45,2% в сопоставимых ценах 2017 года. Вывозные таможенные пошлины на сырую нефть и товары, выработанные из нее, выросли более чем на 50% в реальном выражении. Это увеличение произошло не только за счет роста цен на нефть (хотя он остается основным фактором), но и благодаря увеличению добычи нефти и газа на 1,7%, а также экспорта — на 2,9% (в натуральных величинах).
Увеличение объемов добычи, реализации (прежде всего, экспорта) и переработки нефти в стоимостном выражении также обеспечило федеральному бюджету заметный прирост поступлений по налогу на прибыль организаций (в части, зачисляемой в федеральный бюджет). Сумма поступлений выросла почти на 30% в сопоставимых ценах 2017 года. При этом доходы в виде налога на прибыль организаций консолидированных групп налогоплательщиков выросли в 1,6 раза.
Расходы федерального бюджета остались практически на уровне 2017 года, а в сопоставимых ценах их объем даже сократился на 1,1%.
Расходы на национальную оборону, национальную экономику, социальную политику и физическую культуру сократились не только в реальном исчислении, но и по номинальным показателям. Расходы на национальную безопасность номинально выросли, но в сопоставимых ценах оказались на 0,1% меньше, чем в 2017 году. Наиболее заметно снижение социальных расходов. Год от года они увеличивались, несмотря на общий секвестр, обусловленный спадом в российской экономике 2015–2016 годов. Но в 2018 году расходы на социальную политику сократились с 4992 млрд. до 4581,8 млрд. рублей, в сопоставимых ценах 2017 года это снижение оценивается в 10,8%. В результате такого падения доля расходов на социальную политику в общей сумме расходов федерального бюджета сократилась с 30,4 до 27,4%. Снижение данной категории расходов в сравнении с предыдущим периодом отчасти обусловлено тем, что в 2017 году производилась единовременная выплата пенсионерам, которая не осуществлялась в 2018 году. Таким образом, объем расходов на социальную политику номинально сопоставим с аналогичным показателем 2016 года, хотя в реальном выражении (с учетом инфляции за 2017–2018 годы) он меньше на 6,4%.
Если бы не произошло сокращения расходов на социальную политику, то увеличение финансирования по статьям «Образование» и «Здравоохранение» в общей сложности обеспечило бы целый процентный пункт прироста итоговой суммы расходов федерального бюджета. В целом доля расходов на образование и здравоохранение в структуре федерального бюджета выросла с 6,4 до 7,5%.
Более трети – 34,6% – прироста (в сопоставимых ценах 2017 года) отмечается по разделу «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации». Удельный вес этих расходов вырос с 4,8 до 6,6%. Такое увеличение связано с выполнением майских указов президента 2012 года.
Также в 2018 году значительные темпы прироста (более 20%) показали разделы расходов, удельный вес которых невелик, поэтому значимого влияния на результат они не оказали. К ним относятся расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и охрану окружающей среды.
Если в 2017 году федеральный бюджет был исполнен с дефицитом в размере более 1 трлн. рублей, то по итогам 2018 года профицит федерального бюджета составил 2,7 трлн. рублей (2,6% ВВП). Федеральный бюджет 2019 года и его основные доходы и расходы отражены на рис. 1.

Picture of Дмитрий Лазарев
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.