В настоящее время отечественная журналистика все чаще привлекает внимание общественности случаями этических нарушений, нанося профессиональному сообществу журналистов серьезный моральный урон. Тревожная тенденция ухудшения профессионально-этических стандартов обусловлена объективными и субъективными причинами, которые связанными с проблемой самоопределения журналистов, которые в условиях информационной глобализации и интернет-революции активно развивают новые технические каналы массовой коммуникации и возможности для профессиональной и творческой самореализации. Появление новых возможностей пока не освобождает журналистов, работающих в оффлайновых печатных или электронных СМИ, от зависимости от учредителей, редакторов, властей, собственных меркантильных целей. Следствием этого часто является одностороннее предвзятое представление информации, противоречащее общепринятым морально-нравственным нормам.
Большую тревогу вызывает тот факт, что снижение доверия к СМИ все чаще связано с систематическими нарушениями профессиональной этики нашими журналистами.
Сложно назвать современную аудиторию СМИ неосведомленной, она хорошо разбирается в степени и масштабах политической и экономической ангажированности СМИ, способна распознавать и оценивать попытки манипулирования массовым сознанием путем создания искусственных сенсаций, справедливо возмущается вторжением репортеров в частную жизнь граждан, пропагандой насилия. Вместе с тем, журналисты прямо заявляют, что они «продают» со страниц прессы и телевизионного эфира тот продукт, который лучше всего продается. В целях стимулирования и увеличения объема продаж, журналисты активно ищут новые способы привлечения внимания аудитории.
Нарушение журналистами профессиональной этики вызывает широкий резонанс в обществе, так как журналисты выполняют свой профессиональный долг не ради удовлетворения собственного информационного любопытства, а ради других людей. По сути, можно отметить кризис гуманистических принципов и профессионально-нравственных идей, которые всегда были важными ориентирами для журналистов в ходе их профессиональной деятельности.
Сегодня часто звучат заявления о том, что ранее разработанные этические принципы и нормы вступили в противоречие с реальной массово- информационной деятельностью и требуют пересмотра и обновления. Процесс журналистской работы, а главное, ее результат, напрямую влияет на сферу этики и морали. О профессиональной пригодности человека к журналистской профессии нельзя судить без учета его нравственных качеств, которые для данного вида работы не менее важны, чем квалификация. Эта мысль подробно раскрыта Г. В. Лазутиной, которая полагает, что отношение к продукту деятельности является основным профессионально-нравственным отношением, поскольку в нем проявляется принципиальное совпадение интересов любой профессиональной группы и общества, определяющее характер их взаимодействия. К этому следует добавить, что всякая деятельность вызывается к жизни общественной потребностью в ее продукте, поэтому общество заботится о поддержании этой деятельности.
Развитие информационных технологий принесло не только преимущества, но и недостатки в распространении информации. Еще совсем недавно монополией на передачу информации обладали только средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение, радио), теперь практически любой человек может использовать Интернет для оповещения мира о чем угодно. Это является следствием очередного выхода текста, и он стремительно разрушает сложившуюся модель передачи информации, ее отбора и редактирования. Можно сказать, что произошел не просто выпуск текста, а его абсолютное освобождение.
В медиапространство наряду с качественной информацией ежесекундно выбрасывают компромат, клевету, оскорбления, непристойные фото, видео, неграмотные замечания и грубые комментарии, необоснованные обвинения. Новые грани данной проблемы начали появляться в условиях развития мультимедиа и информационных супермагистралей, когда многие фундаментальные понятия, например, авторство или текст, стали подвергаться переосмыслению. В этих условиях проблема распространения и утверждения деонтологических норм-кодексов профессиональной чести в области журналистики становится как никогда актуальной. Актуальность данных проблем чаще всего фиксируется в исследованиях по коммуникативным исследованиям преимущественно сторонников теории социальной ответственности журналистики.
В заключение следует отметить, что этическое саморегулирование журналистики должно способствовать сохранению и повышению доверия общественности к средствам массовой информации. Этические документы, официально принятые профессиональным сообществом, призваны ориентировать журналиста, способствовать их консолидации во все более сложном мире
Проблема профессиональной этики в журналистском творчестве
- Арина Потапова
- Журналистика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Арина Потапова
Меня зовут Арина Потапова, мне 37 лет, работаю преподавателем в институте. Закончила ОГУ, факультет социально-гуманитарных инноваций и массмедиа. По специальности работаю 8 лет, написала 10 научный статей, работаю над присвоением степени кандидата наук. В свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777», пишу курсовые и дипломные работы. Очень довольная основной работой и сотрудничеством с вашей компанией, поскольку могу заниматься любимым делом и получать за это хорошие деньги.