Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Проблема монополизации российского рынка и особенности антимонопольной политики в России

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В современной экономике распространены естественные монополии, под которыми подразумеваются компании, которые работают в отраслях, в которых долгосрочные средние затраты могут достигнуть минимума лишь тогда, когда всего одна крупная фирма полностью обслуживает весь рынок. В подобного рода отраслях минимальный эффективный масштаб производства близок к тому объему предложения, на который рынок предъявляет спрос по любой цене и который, при этом, является достаточным для компенсации производственных издержек. Таким образом, характерной чертой естественных монополий является ярко выраженный «эффект масштаба». Часто ими являются компании, основу производства которых составляют уникальные природные ресурсы.
Простой может называться монополия, которая в каждый конкретный момент времени свою продукцию продает по одной и той же цене всем потребителям.
К организационным монополиям (их еще иногда называют «рукотворными») относят крупные межотраслевые объединения, которые создаются со следующей основной целью – поддержание цен на определенном уровне, или распределении совместно полученной прибыли. Подобного рода объединения создаются осознанно, посредством концентрации у определенных лиц большей части ресурсов компании. Для получения прибыли сверх нормы, а также значительного усиления рыночной власти, сильные компании могут:
— без особых усилий подавлять своих конкурентов (при помощи демпинговых цен или бойкота);
— осуществлять враждебные поглощения соперников (к примеру, массово скупая их акции на фондовой бирже);
— на добровольной основе объединяться друг с другом (довольно часто посредством взаимного обмена акциями) в различные альянсы, для того чтобы, не прибегая к конкуренции между собой и к «ценовой войне», выгодно и упорядоченно совместно делить рыночную власть;
— создавать аффилированные компании и филиалы.
Исторически сложились такие три основные формы монополистических объединений:
— картели;
— тресты;
— синдикаты.
Главные различия между ними состоят по сути, в широте соглашений между участниками, а также «плотности» их объединения. Подобного рода классификация является достаточно условной, кроме того, некоторые компании могут относиться сразу к нескольким видам монополий.
Модель совершенной конкуренции в теории подразумевает наиболее рациональное применение всех производственных ресурсов в экономике, а также предельную минимизацию затрат на производство самых различных благ, в которых действительно нуждается общество.
Что касается монополий и других форм несовершенной конкуренции, то тут подразумеваются некоторые отклонения от равновесного состояния, которое складывалось бы в условиях идеального свободного рынка.
Предположим, что конкуренция совершенна, а значит производство будет осуществляться до той точки, где цена, по которой человек будет готов приобрести последнюю единицу блага, сравняется с альтернативными издержками (Мr = МС = АС = Р, где Мr – предельный доход; МС – предельные затраты; АС – общие затраты; Р – цена).
В данной модели производители вряд ли будут находиться в таком благоприятном положении, как производители-монополисты, поскольку все возможные выгоды, которые они получали бы от продаж, были бы полностью реализованы в виде потребительских излишков.

Picture of Валерий Некрасов
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.