Страх надолго расстаться с родителями или страх разлуки. Нередко он свойственен детям, которые не посещали детский сад. В определённой мере данный страх рассматривают как естественный. Патологическим он становиться в том случае, если страх чрезмерно интенсивен и длителен, когда он наносит ущерб нормальному качеству жизни.
Особую форму страха разлуки представляет собой школьная фобия, для которой характерны уклонения от посещения школы, массивные соматические жалобы (головные боли, боли в животе), чрезмерно тесная привязанность к одному из близких, который больше всего заботится о ребёнке.
Также, в период младшего школьного возраста переплетаются два вида страха: инстинктивный и социальный. Инстинктивные страхи – это эмоциональные формы страха, а социальные страхи – результат интеллектуальной переработки, т.е. рационализация страхов.
Когда я увидела следующий вид страха, то была удивлена. Страх смерти в классификации занимает особое место. В наше время политическая ситуация обустроена так, что дети говорят о том, что бояться физического насилия и агрессии. Дети чувствуют себя не защищёнными, так как переживания передаются от родителей. [Руководство психолога, 1995. С.34].
Страх ответственных заданий
Страх перед неспособностью контролировать свои чувства
Страх перед расположением других, страх быть пустым местом, изгоем
Страх не соответствовать родительским ожиданиям
Одним из ведущих страхов в младшем школьном возрасте, который я хотела бы поподробней рассмотреть, так как, по – моему мнению, именно из него вытекают все остальные, является страх «быть не тем», страх не соответствовать принятым нормам поведения, требованиям близкого окружения. Конкретной формой данного страха является страх сделать что-то не так, как надо, не то, что надо, то есть страх ошибки, неудачи, своей несостоятельности в представлении окружающих.
С одной стороны, это и страх «быть не тем», кто получит признание, одобрение, кто соответствует групповым стандартам, то есть страх порицания, осуждения и наказания, потери расположения других и тем самым страх социальной изоляции.
С другой стороны, страх «быть не тем» — это и страх несчастья, вследствие нарушения норм поведения. В этом случае ребёнок задаёт вопрос: «а вдруг что-нибудь произойдёт… ужасное или непоправимое?». Поэтому формой поведения при таком страхе будет опасение сделать что-то не так или не то[28].
Этот страх, в большинстве случаев, сопровождается скованностью и излишним напряжением при вопросах с места, ответов у доски, общении при новых учителях, выполнении ответственных заданий, в том числе контрольных.
Он возникает из-за того, что ребёнок не умеет в полной мере оценивать себя, но при этом у него сформировано сильное чувство ответственности.
Школьные страхи, как и другие эмоциональные явления динамичны, т.е. изменяются с течением времени. Можно выделить следующие этапы изменений[20]:
«Вхождение» ребёнка в школу (первая неделя). При поступлении в школу социальный статус ребёнка меняется, происходит переориентация на другие социальные нормы и установки. Если в младшем школьном возрасте и возникает страх, то это страх не соответствовать требованиям ближайшего окружения. В первые две недели обучения в основном присутствуют режимные страхи, а также пространственные.
Период адаптации (сентябрь – октябрь). В процессе адаптации ребёнок не только привыкает к своему новому статусу, но и к окружению. В этот период страхи сменяются на страхи учитель будет ругать и страхи не успеть, не понять объяснений.
Введение системы оценивания
Становление учебной деятельности (окончание первого класса). К концу первого учебного года на первое место выходят «индивидуализированные» страхи, т.е. школьные страхи, обусловленные индивидуальной траекторией.
2-3 годы обучения
Конец 4 класса (переход в среднюю школу).
Проблема детских страхов
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.