В то же время три песни — «Челита», «Записка» и «Девушка, прощай», представленные Клавдией Шульженко, произвели и на зрителей, и на жюри очень сильное впечатление, вследствие чего певица получила звание лауреата конкурса. Когда конкурс завершился, Шульженко стала еще более известной. Вырос тираж пластинок с ее записями, эти пластинки активно раскупались.
В январе 1940 года в Ленинграде состоялось основание джаз-оркестра под управлением супругов Владимира Коралли и Клавдии Шульженко, его популярность была очень большой, оркестр работал до 1945 года.
С первого дня Великой Отечественной войны данный коллектив стал фронтовым джаз-ансамблем, с которым Клавдия Шульженко вдохновенно выступала перед солдатами Ленинградского фронта, иногда прямо на передовой. Когда началась война, Шульженко гастролировала в Ереване. ЕЕ решение ехать на фронт было добровольным.
Шульженко постоянно выезжала на фронт с выступлениями перед бойцами Красной Армии, ее песни звучали и на передовых позициях, и в госпиталях в тылу. В конце 1941 года ее репертуар пополнился легендарной песней «Синий платочек», музыка к которой была написана польским композитором Ежи Петербургским. Эта песня существовала в разных вариантах. Шульженко взяла за основу текст Якова Галицкого в редакции Михаила Максимова.
12 июля 1942 года на сцене Ленинградского Дома Красной Армии прошел 500-й концерт Шульженко и Фронтового джаз-ансамбля, позже, но в этом же году Шульженко получает медаль «За оборону Ленинграда», а 9 мая 1945 года она была удостоена ордена Красной Звезды.
Летом 1945 года за выдающиеся заслуги в области вокального искусства Клавдия Ивановна становится заслуженной артисткой РСФСР.
На тот момент советская пресса отмечала, что формирование творческого кредо певицы, ее лиризма, художественной темы произошло именно в военные годы, в ее репертуаре отсутствовали случайные песни. И все же, репертуар Шульженко был обширным, каждую песню она проживала.
Во время блокады Шульженко смогла дать более 500 концертов для солдат и офицеров. Ее исполнение стало залогом успеха и широкой популярности фронтовых песен «Давай закурим», «Синий платочек», «Друзья-однополчане». До сих пор эти песни любимы публикой.
В военные годы Шульженко часто выступала в фортах Кронштадта, прифронтовых землянках, больничных палатах, полях аэродрома, лесных опушках и сараях. И все же, несмотря на условия, она непременно появлялась на публике в красивом платье, в туфлях на высоком каблуке.
Был случай, когда Клавдии Ивановне пришлось выступать с кузова грузового автомобиля с откинутыми бортами, когда она пыталась забраться на эту сцену, то каблук сломался. Она встала на цыпочки, чтобы дать концерт. Когда Шульженко выступала, то немецкая авиация совершала налет, стала работать зенитная артиллерия, рвались бомбы.
Певицу столкнули вниз, ее прижали к земле. После завершения воздушного налета Клавдия Шульженко снова поднялась на сцену, смогла допеть концерт.
И такого рода эпизодов в творческой биографии Шульженко было достаточно много. Солдаты очень ее любили, горячо благодарили, писали письма, преподносили в подарок цветы, бережно хранили пластинки и фотографии.
В конце 1940-х годов популярность Шульженко была, как и ранее, огромной. Можно с полным правом утверждать, что голос Клавдии Ивановны – это настоящий символ эпохи, звуковое воплощение Отечественной войны, великой Победы.
Песни в исполнении Шульженко использовали в художественных и документальных фильмах, для обозначения временных рамок происходящего. Клавдия Ивановна пыталась сняться в кино, но эти попытки были безуспешными.
Отношения со властью также не были стабильными.
В частности, в 50-е годы Шульженко стали обвинять в мещанстве и пытались добиться навязывания иного репертуара. Но от исполнения пафосных песен того времени Шульженко отказывалась, ей была близка лирическая тема, а не партийная и политическая, возможно, именно поэтому звание народной артистки СССР ею было получено относительно поздно, в 1971 году, когда ее карьера уже была на закате.
Иногда можно прочитать о ссоре между Шульженко и Сталиным. Клавдия Ивановна отказалась от выступления на концерте 31 декабря 1952 года, на котором присутствовал Сталин. Накануне, 30 декабря, ей позвонили и сказали, что она будет выступать в Кремле, на что певица ответила, что предупредили ее слишком поздно, она уже успела составить собственные планы на этот день. «По конституции я тоже имею право на отдых!» — заявила Шульженко.
Если эта история не является вымыслом, то, конечно же, могли бы последовать репрессии, если бы не скорая смерть Сталина.
В 1956 году состоялся развод Шульженко с Коралли. В июле того же года режиссер Марианна Семенова познакомила ее с известным кинооператором Георгием Кузьмичом Епифановым, давно влюбленным в певицу. Епифанов влюбился в нее еще до начала войны, когда случайно приобрел ее пластинку с песней «Челита». А через несколько месяцев, попав на ее концерт в Ленинграде, он понял, что окончательно «пропал». Для Епифанова эта любовь была практически единственной до конца жизни. Он присылал певице восторженные письма, подписывая их инициалами Г. Е.
В послевоенные годы наступает новый период расцвета творчества Клавдии Ивановны Шульженко. Все песни в ее исполнении обретали популярность. В месяц она давала 10 и более концертов. Конечно же, с годами и ее вокальное, актерское мастерство становилось еще более большим.
Последний выход Шульженко на большую сцену состоялся на концерте в Колонном зале Дома союзов в 1976 году. Именно там она исполнила все свои песни, созданные в военные годы.
Скончалась Клавдия Ивановна Шульженко 17 июня 1984 года. Она была похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.
26 мая 1996 года в Харькове был открыт городской музей Клавдии Ивановны Шульженко, в котором представлены концертные костюмы, личные вещи, документы и другие реликвии, которые принадлежали певице. А к столетию исполнительницы саратовский джаз-оркестр «Ретро» подготовил программу из подлинных партитур ансамблей и оркестров, с которыми выступала знаменитая певица.
Итак, Клавдия Ивановна Шульженко – это настоящее национальное достояние, классика, эталон эстрадного искусства. Несмотря на то, что Шульженко не имела сильного голоса, все песни ее были маленьким спектаклем, безупречно сыгранным, исполненным. Ее исполнительская манера была поистине уникальна. Не случайно Шульженко восторженно называли: «Советская Эдит Пиаф».
Становление Клавдии Ивановны Шульженко как певицы проходило в тесной связи с развитием актерского дарования. Несомненно, это наложило отпечаток на дальнейшее творческое развитие Шульженко.
«Проблема актерского воплощения песни на примере творчества К.И Шульженко»
- Людмила Николаев
- Искусство
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Николаев
Я закончила академию русского балета им. А. Я. Вагановой. Училась на педагогическом факультете. По специальности работаю 10 лет, преподаю культуру и искусство. За время работы написала 6 научных статей и сейчас работаю над второй диссертацией. В свободное время я работаю в компании «Диплом777», помогая студентам в написании рефератов, контрольных работ, курсовых и дипломных проектов. Благодарна сайту за возможность получать хороший доход, не выходя из дома.