Одним из простых и универсальных методов обработки экспертной информации является метод расстановки приоритетов, основанный на парных сравнениях. Для качественных критериев рекомендуется использование балльных или уровневых шкал. Например, коммуникабельность претендента на вакантную должность можно оценить балльной шкалой от 0 до 100 баллов по результатам собеседования. А знание иностранных языков оценить с помощью тестирования, присвоив по его результатам определенный уровень (низкий, средний, высокий, очень высокий). Главное требование- критерии должны быть конкретны, ограничены количественно или качественно с подробным описанием, как и кем будет проводится оценка соответствия альтернативы требуемым характеристикам. [7,C. 217] Рассматриваемые альтернативы должны соответствовать критериям и ограничениям по ним. Альтернативы, которые не соответствуют требованиям хотя бы по одному критерию, исключаются из дальнейшего рассмотрения. Расчётная часть управленческой задачи с применением метода расстановки приоритетов, включает в себя следующие этапы:
Эксперты или ЛПР высказывают свои суждения в форме независимых (автономных) парных сравнений всех m объектов друг с другом без количественной оценки степени предпочтения в каждой паре. Если объект yi превосходит по выбранному критерию (признаку) объект yj, то такое предпочтение обозначается yi>yj, если объект yi характеризуется меньшим значением признака, чем yj, то yi=yj.
Результаты сравнений экспертов или ЛПР могут быть наглядно выражены с помощью графа бинарных отношений.
Составляется квадратная матрица парных сравнений (формула 1).
C=c11c12⋯ c1mc21c22⋯ c2mcm1cm2⋯ cmm (1)
Коэффициенты сij являются числовой мерой представления ЛПР о превосходстве (предпочтении) i-го объекта над j-м (формула 2):
Cij=1+a, если yi>yj,1, если yi=yj,1-a,если yi<yj, (2)
где а – любое рациональное число в интервале 0 < а ≤ 1 (при средней степени различия между сравниваемыми объектами величина а принимается равной 0,5).
В каждой i-й строке матрицы С определяется сумма всех коэффициентов сij для каждого i-го объекта (формула 3):
Pi=j=1mcij (3)
Для каждого i-го объекта определяется абсолютное значение приоритета Рiабс (формула 4):
Piabc=j=1mPi-j ∙cij (4)
Вычисляется относительная величина приоритета P i отн каждого объекта (формула 5):
Piотн=Piabcj=1mPiabc (5)
В задаче расстановки приоритетов в основу способа оценки экспертами или ЛПР последствий решений положен способ парных сравнений (СПС), основной задачей которого является выявление их относительных предпочтений по отношению к выбору альтернатив. Вследствие этого результат парного сравнения более точно отражает субъективное предпочтение, так как на выбор здесь налагаются наименьшие ограничения. Преимуществом метода является возможность использования как количественных, так и качественных критериев.
В первой части данной курсовой работы было дано определение понятию «управленческое решение», а также представлена классификация их видов. В процессе исследования описаны все этапы принятия управленческого решения, также цикл оценки результата.
Также, было рассмотрен метод приоритетов, который используется для принятия управленческого решения в случае наличие несколько альтернатив.
Хотелось бы отметить, что управленческое решение – это особый вид решений, так как его последствия могут повлиять на группу (организацию) как положительно, так и нанести большой ущерб. Соответственно, руководитель, в чьи полномочия входит данная процедура, должен обладать быстрым и гибким умом, иметь опыт работы руководителем, а также владеть широкими знания и уметь их анализировать.
Принятие решений при закупке сырья и материалов
- 2020-05-07
- Глеб Стрелков
- Менеджмент
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Глеб Стрелков
Закончил СПбГИКиТ факультет телевидения, дизайна и фотографии. Работаю преподавателем один год. Являюсь магистром. Кроме этого занимаюсь репетиторством и решаю школьные и студенческие работы по менеджменту и трудовым отношениям на этом сайте. Люблю свою профессию за то, что могу делиться полученным опытом и приобретенными знаниями.