ВВЕДЕНИЕ
компилятор программа грамматика
Компилятор — программный модуль, задачей которого является перевод программы, написанной на одном из языков программирования (исходный язык) в программу на язык ассемблера или язык машинных команд.
Большинство компиляторов переводят программу с некоторого высокоуровневого языка программирования в машинный код, который может быть непосредственно выполнен компьютером.
Целью данной курсовой работы является изучение составных частей, основных принципов построения и функционирования компиляторов, практическое освоение методов построения составных частей компилятора для заданного входного языка.
Курсовая работа заключается в создании отдельных частей компилятора заданного языка.
В первой части работы ставится задача разработать программу, которая получает на входе набор идентификаторов, организует таблицу по заданному методу и позволяет осуществить многократный поиск идентификатора в этой таблице.
Во второй части работы требуется разработать программу, которая выполняет лексический анализ входного текста по заданной грамматике и порождает таблицу лексем с указанием их типов и значений.
В третьей части работы требуется разработать программу, которая на основании таблицы лексем выполняет синтаксический разбор текста по заданной грамматике с построением дерева разбора.
Результатами курсовой работы являются программная реализация заданного компилятора и пояснительная записка, оформленная в соответствии с требованиями стандартов и задания на курсовую работу.
В качестве среды разработка для реализации программы использован язык программирования C++ и среда программирования Visual Studio C++ 2012.
1. ОПИСАНИЕ ВХОДНОГО ЯЗЫКА
Входной язык представляет собой подмножество языка программирования Pascal.
Программа на данном языке может включать в себя символы латиницы, цифры, знак “ _ “, символьные константы, различные операторы. Текст на входном языке содержится в текстовом файле.
Набор идентификаторов организуются в таблицу по методу упорядоченного списка. Необходима возможность осуществления многократного поиска идентификатора в этой таблице. Список идентификаторов считать заданным в виде текстового файла. Длина идентификатора ограничена 32 символами. Он может включать в себя символы кириллицы и латиницы, цифры, знаки “ ^ ” и ” _ ”. Идентификатор не может начинаться с цифры.
Предусмотрены следующие варианты операторов входной программы:
— оператор присваивания (:=);
— зарезервированные слова If, Else, Then, While, Do, Prog, End;
— арифметические операции (+, -, /, *);
— операндами в выражениях могут выступать идентификаторы и константы (один символ, заключенный в одинарные кавычки);
— все идентификаторы должны восприниматься как переменные;
— допускается присутствие комментариев оформленных виде: //комментарий
Для выделения лексем заранее строится конечный автомат.
Данный язык относится к КС-языкам, поэтому может быть описан следующей грамматикой:
<буква>>”A” |….| ”Z” |….| ”a” |….| ”z” |”_”
<арифм.опер.>>”+” | ”-” | ”*” |”/”
<цифра>>”0”|”1”|”2”|”3”|”4”|”5”|”6”|”7”|”8”|”9”
< ID >><буква>
|<ID><буква>
|<ID><цифра>
<симв.конст.> >'<буква>’
|'<цифра>’
<операнд>><ID>
|< симв.конст.>
<арифм.выр.>> <операнд><арифм.оп.><операнд>
|<арифм.выр><арифм.оп.><операнд>
|<операнд><арифм.оп.>< арифм.выр >
|<операнд><арифм.выр.><операнд>
<оператор>><оп.цикла>
|< оп.присв>
|<услов.оп>
<оп.присв.>><ID>”:=”<операнд>”;”
|<ID>”:=”<арифм.выр.>”;”
<блок опер.> ><оператор> ”;” <оператор>
|<блок>”;”<оператор>
<тело>>”{“<блок опер>”;}”
<оп.цикла>> “do”<тело>“while” ”(” <арифм.выр.>”)” ”;”
|“do””{“ <оператор> ”}” “while””(” <арифм.выр.>”)””;”
<услов.оп>> if “(”<арифм.выр>“)””then”<тело>”else”<тело>
|if “(” <арифм.выр>“)””then”<тело>
|if “(”<арифм.выр>“)”then”<оператор>”else”<оператор>
|if “(” <арифм.выр>“)””then”<оператор>
|if “(”<арифм.выр>“)””then”<оператор>”else”<тело>
|if “(”<арифм.выр>“)””then”<тело>”else”<оператор>
<прогр.>> “prog”<тело> “end”
|“prog”<оператор> “end”
Далее, используя эту грамматику по методу сдвиг-свертка, производится проверка входного языка на синтаксические ошибки.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТАБЛИЦЫ ИДЕНТИФИКАТОРОВ
2.1 Назначение таблицы идентификаторов
Таблица используется на всех стадиях работы компилятора и формируется на этапе лексического анализа.
Проверка правильности семантики и генерация кода требуют знания характеристик идентификаторов, используемых в программе на исходном языке. Эти характеристики выясняются из описаний и из того, как идентификаторы используются в программе и накапливаются в таблице символов или таблице идентификаторов. Любая таблица символов состоит из набора полей, количество которых равно числу идентификаторов программы. Каждое поле содержит в себе полную информацию о данном элементе таблицы. Под идентификаторами подразумеваются переменные.
Основными характеристиками метода построения идентификаторов является скорость поиска, объем памяти. Оптимальное сочетание этих параметров определяет выбор метода. В данной работе используется метод упорядоченного списка.
2.2 Метод упорядоченного списка
Этот метод является простым методом построения таблиц идентификаторов. Элементы записываются в таблицу в порядке возрастания. Так как упорядочивание таблицы идентификаторов происходит на всех этапах обращения к таблице, то для ее построения можно пользоваться только алгоритмом прямого упорядоченного включения элементов. При добавлении нового элемента в таблицу идентификаторов он сначала добавляется в конец таблицы, а затем идет переупорядочивание элементов таблицы идентификаторов. Эффективным методом для поиска элементов является логарифмический поиск, на каждом шаге которого, число элементов, которые могут содержать искомый элемент, сокращается в два раза. Максимально число сравнений при поиске 1+log2(N).
Схема алгоритма добавления идентификатора представлена на рис. 1
Рисунок 1 — Алгоритм добавления идентификатора
Схема алгоритма бинарного поиска идентификатора представлена на рис. 2
Рисунок 2 — Алгоритм поиска идентификатора
2.3 Результат выполнения программы
В результате работы было выявлено, что недостатком такого метода является требование упорядочивания таблицы идентификаторов на всех этапах обращения к этой таблице.
К положительным качествам метода можно отнести простоту его организации.
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗАТОРА
3.1 Назначение лексического анализатора
Лексический анализатор (или сканер) — это часть компилятора, которая читает литеры программы на исходном языке и строит из них слова (лексемы) исходного языка. На вход лексического анализатора поступает текст исходной программы, а выходная информация передается для дальнейшей обработки компилятором на этапе синтаксического анализа и разбора.
В основном лексические анализаторы выполняют исключение из текста исходной программы комментариев и незначащих пробелов, а также выделение лексем следующих типов: идентификаторов, строковых, символьных и числовых констант, ключевых (служебных) слов входного языка.
3.2 Граф переходов лексического анализатора
Распознаватель лексем языка для данной грамматики задан конечным детерминированным автоматом, схема которого представлена на рисунках 3, 4 и 5.
Рисунок 3 — Схема распознавателя 1
Рисунок 4 — Схема распознавателя 2
Рисунок 5 — Схема распознавателя 3
Легенда:
V — любой определенный алфавитно-цифровой символ (буквы латинского алфавита, знак «_», десятичные цифры);
V(*) — любой символ кроме перечисленных в скобках;
B — буквы латинского алфавита и знак «_»;
B(*) — любая буква кроме перечисленных в скобках;
Р — пробел, табуляция, перенос строки;
D — недопустимые символы (все кроме перечисленных);
F — сохранение (ID — в таблице идентификаторов; L -в таблице лексем);
e — ошибка;
s — имя лексемы;
Состояния соответствуют:
Н — начальное состояние;
К — конечное состояние;
P1, P2, P3, P4 — состояния, соответствующие ключевому слову “prog”;
En1, En2 — состояния, соответствующие ключевому слову “end”;
I1, I2 — состояния, соответствующие ключевому слову “if”;
E1, E2, E3, E4 — состояния, соответствующие слову “else”;
T1, T2, T3, T4 — состояния, соответствующие слову “then”;
W1, W2, W3, W4, W5 — состояния, соответствующие ключевому слову “while”;
D1, D2 — состояния, соответствующие ключевому слову “do”;
S1, S2, S3 — состояния, соответствующие символьное константе:
A1, A2 — состояния, соответствующие оператору присваивания “:=”;
С1, С2 — комментарий;
Программа, реализованная на основе данного автомата, выполняет лексический анализ текста программы на заданном языке.
3.3 Результат выполнения программы
Результат разбора входных выражений на лексемы представлен на рисунке 6.
Рисунок 6 — Результат работы лексического анализатора (таблица лексем)
Спроектированный лексический анализатор выполняет лексический анализ входного текста в соответствии с заданной грамматикой и порождает таблицу лексем с указанием их типов. Программа выводит также сообщения о наличие во входном тексте ошибок. Этот алгоритм послужит в дальнейшем базой для построения дерева вывода в 3 части курсовой работы.
4. ПОСТРОЕНИЕ СИТАКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗАТОРА
4.1 Дерево вывода
Лексический анализатор выделяет в тексте лексемы языка. Полученная после лексического анализа цепочка во второй части программы рассматриваться в соответствии с алгоритмом разбора. После построения цепочки вывода на ее основе строится дерево разбора.
Программа выполняет лексический анализ входного языка, порождает таблицу лексем и выполняет синтаксический разбор текста по заданной грамматике с построением дерева разбора. Текст на входном языке задается в виде символьного (текстового) файла. Программа должна выдавать сообщения о наличие во входном тексте ошибок.
Длину идентификаторов и строковых констант считать ограниченной 32 символами.
4.2 Синтаксический анализатор
Перед синтаксическим анализатором стоят две основные задачи: проверить правильность конструкций программы, которая представляется в виде уже выделенных слов входного языка, и преобразовать ее в вид, удобный для дальнейшей семантической (смысловой) обработки и генерации кода. Одним из таких способов представления является дерево синтаксического разбора.
Программирование работы недетерминированного МП-автомата — это сложная задача. Разработанный алгоритм, позволяет для произвольной КС-грамматики определить, принадлежит ли ей заданная входная цепочка (алгоритм Кока-Янгера-Касами).
Доказано, что время работы этого алгоритма пропорционально n3, где n — длина входной цепочки. Для однозначной КС-грамматики при использовании другого алгоритма (алгоритм Эрли) это время пропорционально n2. Подобная зависимость делает эти алгоритмы требовательными к вычислительным ресурсам. На практике и не требуется анализ цепочки произвольного КС-языка — большинство конструкций языков программирования может быть отнесено в один из классов КС-языков, для которых разработаны алгоритмы разбора, линейно зависящие от длины входной цепочки.
КС-языки делятся на классы в соответствии со структурой правил их грамматик. В каждом из классов налагаются дополнительные ограничения на допустимые правила грамматики.
Одним из таких классов является класс грамматик предшествования. Они используются для синтаксического разбора цепочек с помощью алгоритма “сдвиг-свертка”. Выделяют следующие типы грамматик предшествования:
— простого предшествования;
— расширенного предшествования;
— слабого предшествования;
— смешанной стратегии предшествования;
— операторного предшествования.
Алгоритм построения синтаксического анализатора включает следующие этапы:
1) составление правил грамматики языка;
2) выявление множества крайних правых и кайних левых терминальных и нетерминальных символов;
3) построение матрицы предшествования.
Рассмотрим эти этапы более подробно.
4.3 Таблицы предшествования
Множество правил грамматики имеет вид:
<буква>>”A” |….| ”Z” |….| ”a” |….| ”z” |”_”
<арифм.опер.>>”+” | ”-” | ”*” |”/”
<цифра>>”0”|”1”|”2”|”3”|”4”|”5”|”6”|”7”|”8”|”9”
< ID >><буква>
|<ID><буква>
|<ID><цифра>
<симв.конст.> >'<буква>’
|'<цифра>’
<операнд>><ID>
|< симв.конст.>
<арифм.выр.>> <операнд><арифм.оп.><операнд>
|<арифм.выр><арифм.оп.><операнд>
|<операнд><арифм.оп.>< арифм.выр >
<оператор>><оп.цикла>
|< оп.присв>
|<услов.оп>
<оп.присв.>><ID>”:=”<операнд>”;”
|<ID>”:=”<арифм.выр.>”;”
<блок опер.> ><оператор> ”;” <оператор>
|<блок>”;”<оператор>
<тело>>”{“<блок опер>”;}”
<оп.цикла>> “do”<тело>“while” ”(” <арифм.выр.>”)” ”;”
|“do””{“ <оператор> ”}” “while””(” <арифм.выр.>”)””;”
<услов.оп>> if “(”<арифм.выр>“)””then”<тело>”else”<тело>
|if “(” <арифм.выр>“)””then”<тело>
|if “(”<арифм.выр>“)”then”<оператор>”else”<оператор>
|if “(” <арифм.выр>“)””then”<оператор>
|if “(”<арифм.выр>“)””then”<оператор>”else”<тело>
|if “(”<арифм.выр>“)””then”<тело>”else”<оператор>
<прогр.>> “prog”<тело> “end”
|“prog”<оператор> “end”
Грамматика является грамматикой операторного предшествования, так как она не содержит -правил и правые части правил не содержат смежных нетерминальных символов. Построим множества крайних левых и крайних правых символов L(U), R(U) относительно всех нетерминальных символов грамматики.
Таблица 3.1 — Множества крайних правых и крайних левых символов
Символ (U) |
Начало построения |
||
L(U) |
R(U) |
||
<элемент> |
<число>,ID, <элемент> |
<число>,ID |
|
<лев.выр> |
<элемент>,<лев.выр> |
<элемент>,<число> |
|
<выр> |
<лев.выр> |
”;” |
|
<сис.уравн> |
<сис.уравн>,<выр> |
<выр> |
На основе полученных множеств построим множества крайних левых и крайних правых терминальных символов Lt(U), Rt(U) относительно всех нетерминальных символов грамматики.
Таблица 3.2 — Множества крайних правых и крайних левых терминальных символов
Символ (U) |
Начало построения |
||
L(U) |
R(U) |
||
<элемент> |
<число>,ID |
<число>,ID |
|
<лев.выр> |
<число>,ID |
<число>,ID |
|
<выр> |
<число>,ID |
”;” |
|
<сис.уравн> |
<число>,ID |
”;” |
На основе этих множеств и правил грамматики G построим матрицу предшествования грамматики:
Таблица 3.3 — Матрица предшествования исходной грамматики
константа |
переменная. |
; |
= |
— |
+ |
* |
/ |
||
Константа |
— |
— |
< |
< |
< |
< |
< |
— |
|
Переменная |
— |
— |
— |
< |
< |
< |
< |
< |
|
; |
< |
< |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
= |
< |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
— |
< |
< |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
+ |
< |
< |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
* |
< |
< |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
/ |
< |
< |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
На основе матрицы предшествования производится синтаксический анализ методом “сдвиг-свертка” в результате которого формируется матрица коэффициентов для дальнейшего решения методом Гаусса.
5. ГЕНЕРАЦИЯ КОДА
Генерация объектного кода — это перевод компилятором внутреннего представления исходной программы в цепочку символов выходного языка.
Генерация объектного кода порождает результирующую объектную программу на языке ассемблера или непосредственно на машинном языке (в машинных кодах). Внутреннее представление программы может иметь любую структуру в зависимости от реализации компилятора, в то время как результирующая программа всегда представляет собой линейную последовательность команд. Поэтому генерация объектного кода (объектной программы) в любом случае должна выполнять действия, связанные с преобразованием сложных синтаксических структур в линейные цепочки.
Генерацию кода можно считать функцией, определенной на синтаксическом дереве, построенном в результате синтаксического анализа, и на информации, содержащейся в таблице идентификаторов. Поэтому генерация объектного кода выполняется после того, как выполнены синтаксический анализ программы и все необходимые действия по подготовке к генерации кода: распределено адресное пространство под функции и переменные, проверено соответствие имен и типов переменных, констант и функций в синтаксических конструкциях исходной программы.
Характер отображения входной программы в последовательность команд, выполняемую генерацией, зависит от входного языка, архитектуры вычислительной системы, на которую ориентирована результирующая программа, а также от качества желаемого объектного кода.
5.1 Общие принципы генерации кода
Задача генератора кода — построение для программы на входном языке эквивалентной машинной программы. Обычно в качестве входа для генератора кода служит некоторое промежуточное представление программы.
Генерация кода включает ряд специфических, относительно независимых подзадач: распределение памяти (в частности, распределение регистров), выбор команд, генерацию объектного (или загрузочного) модуля. Конечно, независимость этих подзадач относительна: например, при выборе команд нельзя не учитывать схему распределения памяти, и, наоборот, схема распределения памяти (регистров, в частности) ведет к генерации той или иной последовательности команд. Однако удобно и практично эти задачи все же разделять, обращая при этом внимание на их взаимодействие.
В какой-то мере схема генератора кода зависит от формы промежуточного представления. Ясно, что генерация кода из дерева отличается от генерации кода из троек, а генерация кода из префиксной записи отличается от генерации кода из ориентированного графа. В то же время все генераторы кода имеют много общего, и основные применяемые алгоритмы отличаются, как правило, только в деталях, связанных с используемым промежуточным представлением.
5.2 Основные методы оптимизации
Задача оптимизации кода состоит в создании эффективного (с точки зрения размера памяти и времени выполнения) целевого кода. Желаемая степень оптимизации будет зависеть от обстоятельств. Иногда она не нужна, например, если у программы малое время выполнения, умеренные запросы к памяти и, возможно, малый срок жизни.
Необходимость оптимизации может требоваться для программ с большим временем выполнения либо значительными запросами к памяти и, возможно, с длительным временем существования. Стоимость оптимизации главным образом оценивается в терминах времени компиляции. Некоторые виды оптимизации могут быть дорогостоящими в смысле времени компиляции, другие — сравнительно дешевыми. Обычно более дешевые типы оптимизации всегда стоит осуществлять, а более дорогие — не всегда.
Некоторые компиляторы, в зависимости от требуемой степени оптимизации, могут работать в более чем одном режиме.
В средах, где основной является качественная диагностическая информация, лучше всего полностью отказаться от оптимизации, чтобы избежать возможной путаницы вследствие некорректных сообщений.
6. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ
#include «stdafx.h»
//Подключаем необходимые заголовочные файлы
#include <iostream>
#include <string>
#include <conio.h>
///////////////////
#include «states.h» //функции переходов автомата
#include «common.h» //вспомогательные функции
///////////////////
//по умолчанию используем пространство имен «std»
using namespace std;
//таким образом делаем переменные видимыми в разных модулях
//extern lexem* idtable[MAXHASH]; //таблица идентификаторов
extern lexem** idtable = NULL;//таблица идентификаторов
extern lexem* lexTableHead = NULL; //указатель на начало (начальный елемент) таблицы лексем
extern lexem* lexTableEnd = NULL; //указатель на конец (последний елемент) таблицы лексем
int row = 0;
int col = 0;
//»главная» функция
int _tmain(int argc, _TCHAR* argv[])
{
setlocale( LC_ALL,»Russian» ); //данная строчка необходима для корректного отображения кириллицы
header(); //выводим «шапку»
string fileName = «c:/test.txt»;
//задаем имя файла
//cout << «Введите путь и имя файла n»;
//cin >> fileName;
//считаем содерживое файла (текст программы) в строку
string programText = readFile(fileName);
initIdTable();
string lexem = «»; //переменная для хранения имени лексемы
STATE currState = sBEGIN; //текущее состояние автомата
//текс программы разберем посимвольно в цикле
for(unsigned int i = 0; i < programText.length(); i++){
char c = toupper(programText[i]); //текущий символ
if(c == ‘n’)
{
row++;
col = 0;
}
switch(currState){
case sBEGIN:
lexem.clear();
currState = beginState(c,lexem);
break;
/////////////////////////////////////////
case sIF1:
currState = if1State(c,lexem);
break;
/////////////////////////////////////////
case sIF2:
currState = if2State(c,lexem);
break;
/////////////////////////////////////////
case sELSE1:
currState = else1State(c,lexem);
break;
/////////////////////////////////////////
case sELSE2:
currState = else2State(c,lexem);
break;
/////////////////////////////////////////
case sELSE3:
currState = else3State(c,lexem);
break;
/////////////////////////////////////////
case sELSE4:
currState = else4State(c,lexem);
break;
/////////////////////////////////////////
case sFOR1:
currState = for1State(c,lexem);
break;
/////////////////////////////////////////
case sFOR2:
currState = for2State(c,lexem);
break;
/////////////////////////////////////////
case sFOR3:
currState = for3State(c,lexem);
break;
/////////////////////////////////////////
case sDO1:
currState = do1State(c,lexem);
break;
/////////////////////////////////////////
case sDO2:
currState = do2State(c,lexem);
break;
/////////////////////////////////////////
case sPROG1:
currState = prog1State(c,lexem);
break;
/////////////////////////////////////////
case sPROG2:
currState = prog2State(c,lexem);
break;
/////////////////////////////////////////
case sPROG3:
currState = prog3State(c,lexem);
break;
/////////////////////////////////////////
case sPROG4:
currState = prog4State(c,lexem);
break;
/////////////////////////////////////////
case sEND1:
currState = end1State(c,lexem);
break;
/////////////////////////////////////////
case sEND2:
currState = end2State(c,lexem);
break;
/////////////////////////////////////////
case sSYMBOL1:
lexem = «‘»;
currState = symbol1State(c,lexem);
break;
/////////////////////////////////////////
case sSYMBOL2:
currState = symbol2State(c,lexem);
break;
/////////////////////////////////////////
case sSYMBOL3:
currState = symbol3State(c,lexem);
break;
/////////////////////////////////////////
case sASSIGN1:
lexem = «:»;
currState = assign1State(c,lexem);
break;
/////////////////////////////////////////
case sASSIGN2:
lexem = «»;
currState = assign2State(c,lexem);
break;
/////////////////////////////////////////
case sCOMMENT1:
lexem = «»;
currState = comment1State(c,lexem);
break;
/////////////////////////////////////////
case sCOMMENT2:
currState = comment2State(c,lexem);
break;
/////////////////////////////////////////
case sIDENT:
currState = idState(c,lexem);
break;
case sNUMBER:
/////////////////////////////////////////
currState = numberState(c,lexem);
break;
}
lexem += c;
col++;
}
//сохраняем таблицы
saveIdentTable();
saveLexTable();
//освободим ресурсы (удалим содержимое таблиц)
clearIdentTable();
clearLexTable();
wcout << endl << L»Для завершения программы нажмите любую клавишу…»;
_getch();//»задержка»
return 0;
}
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения курсовой работы для заданного входного языка были построены отдельные части компилятора.
В первой части работы был разработан программа, которая получает на входе набор идентификаторов, организует таблицу идентификаторов методом упорядоченного списка, позволяет осуществить многократный поиск идентификатора в этой таблице.
Во второй части работы была написана программа, которая выполняет лексический анализ входного текста и порождает таблицу лексем с указанием их типов и значений.
Третья часть курсовой работы была посвящена разработке программы, которая порождает таблицу лексем и выполняет синтаксический разбор текста с построением дерева разбора.
Отдельные части компилятора, разработанные в данной курсовой работе, дают представление о технике и методах, лежащих в основе построения компиляторов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гордеев А.В. Молчанов Л.Ю. Системное программное обеспечение, — СПб.: Питер. 2002. — 734с.
2. Кампапиец Р.II. Манькоп Е.В., Филатов Н.Е. Системное программирование. Основы построения трансляторов: Учеб. пособие для высших и средних учебных заведений. — СПб.: КОРОНА Принт, 2000. -256 с.
3. Гордеев А.В. Операционные системы: Учебник для вузов.
2-е изд.-СПб.: Питер, 2004. — 416 с.
4. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Сетевые операционные системы. — СПб.: Питер. 2002. — 544 с.
5. Брайан Оверленд C++ без страха,- СПб.: Питер. 2005. — 432с.
6. Марченко А.Л. C++ Бархатный путь,- СПб.: Питер. 2005. — 401с.