Можно указать и на другие противоречия, имеющие место в психической жизни личности, например, противоречия между уровнем требований, которые предъявляются к человеку в процессе игровой, учебной, трудовой деятельности и уровнем его подготовленности. По мере того, как уровень подготовленности в процессе обучения будет повышаться, очевидно, будет возрастать и уровень требований к человеку. Аналогичные противоречия можно видеть между уровнем притязаний человека и его потенциальными возможностями, между интересами и способностями и т.п.
Соблюдение принципа научности в процессе преподнесения учебного материала отнюдь не означает, что преподаватель от случая к случаю подчеркивает научный характер излагаемых им положений. Этого как раз следует избегать.
Требования к научности преподавания проявляются в том, что преподаватель подчеркивает объективный характер тех закономерностей, которые являются содержанием психологической науки и существуют независимо от сознания и воли людей.
Преподавателю следует позаботиться о том, чтобы изложение материала носило не описательный, а научный характер. Для этого положения, развиваемым им, должны носить строго доказательный, аргументированный характер, подтверждаться опытом, практикой или логически вытекать из уже ранее доказанных положений, или же представлять собой выводы, обобщения, которые взяты из других наук. В цепи рассуждений и доказательств преподавателя не должно быть ни одного прорыва, ни одного неаргументированного положения.
В процессе изложения учебного материала в курсе «Общая психология» можно привести достаточное количество примеров, взятых из обыденной жизни, медицинской практики, исследований в других областях знаний, которые помогут преподавателю избежать декларативности, голословности в своих рассуждениях. Так, например, утверждение о том, что психика — это свойство мозга, подтверждается фактами повседневной жизни, данными медицины и физиологии ВНД (явления сна, обморочного состояния, выпадение отдельных психических функций, связанное с травмой мозга и т.п.).
Требование научности в преподавании психологии проявляется также и в том, что лектор раскрывает прогнозирующую и эвристическую функцию психологической науки. Психология не только дает ценные и необходимые сведения для развития других наук о человеке и удовлетворяет запросы практики, но, опираясь на практику, она вместе с тем опережает ее.
Прогнозирующая функция, психологии состоит, например, в том, что она указывает пути и средства оптимальной организации и проведения различных видов деятельности человека (производственной, учебной, научной, педагогической), а также те психические свойства, которые необходимы человеку, чтобы эффективно работать в этих видах деятельности.
Эвристическая функция науки состоит в том, что она является не только системой уже сложившихся знаний, но также тем фундаментом, на котором вырастают новые знания, возникают новые научные открытия, вызванные качественно изменившимися условиями жизни. Происходит как бы экстраполяция ранее выработанных знаний в новые, существенно изменившиеся условия.
В процессе изложения материала преподавателю приходится прибегать к цитированию выдержек из трудов классиков психологии, монографий и работ отечественных и зарубежных психологов. При этом цитата может выполнять различные функции в зависимости от своего содержания и занимаемого ею места в ходе изложения. В цитате могут содержаться формула, аргумент и вывод.
Цитата-формула может быть поставлена и в начале, и в конце изложения, что зависит от замысла преподавателя. В первом случае дается определение, а затем следует его интерпретация. Цитата-формула может выступать также и как итог рассуждений преподавателя. В этом случае она будет стоять в конце изложения соответствующего вопроса лекции.
Цитата может выступать и в качестве аргумента (цитата-аргумент) для подтверждения собственного доказательства или для демонстрирования примеров аргументации. Так преподаватель, сопоставляя психику животных с сознанием человека, среди других неотъемлемых особенностей сознания: указывает на волю, порождающую преднамеренное, целенаправленное систематическое воздействие человека на внешнюю природу и на самого себя, в результате которого изменяется и окружающий его мир, и он сам, и его психика.
Для животных подобные целенаправленные, планомерные действия не характерны, тем более такие, которые связаны с риском для жизни. Однако животные также могут оказывать длительное воздействие на окружающую их среду без заранее поставленной цели, продуманного плана. Преподаватель может и не цитировать цепь аргументов, а прямо сослаться на цитату-вывод, которым он завершает свою аргументацию.
Цитата-вывод используется обычно преподавателем для подтверждения уже доказанной точки зрения либо же для усиления позиции лектора. Следует помнить о том, что цитата ни в коем случае не должна, да и не может подменять систему доказательств, развиваемую лектором. Преподаватель обязан воспитывать студентов в таком духе, чтобы они не принимали на веру любое положение, а, проанализировав его, сумели построить систему логических рассуждений, доказывая его истинность или ложность.
Научить их этому тем более необходимо, что в психологии имеет место достаточное количество нерешенных вопросов, а также вопросов, которые носят дискуссионный характер.
Далеко не все дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых-психологов, следует излагать на учебных занятиях. Необходимо учитывать уровень подготовленности аудитории, ее интерес именно к данному вопросу, а также отводимое на него количество учебных часов.
К дискуссионным вопросам относятся: вопрос о мере соотношения биологического и социального в психическом развитии человека, о психологической структуре личности и др. Учебная программа по всем разделам психологических дисциплин включает вопросы, требующие рассмотрения целого ряда теорий современных психологов.
Охарактеризовать какую-либо теорию или концепцию в науке – значит не только изложить ее содержание. Характеристика должна включать и ее глубокий научный анализ, и оценку, и указание на значение этой теории в развитии психологической мысли.
Принципы построения курсы психологии
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.