Политические акторы перманентно борются за концентрацию или рассредоточение власти соответственно в силу своего недовольства текущим балансом сил. Секрет успеха любого федеративного государства заключается в том, чтобы участники политической борьбы нашли и удержали компромисс друг между другом. Таким образом, ученые пришли к тому, что у федерализма есть серьезнейшая правовая подпорка, сам термин «федерализм» неоднозначен, но вместе с тем его противоречивые трактовки справедливы.
1.2 Принципы федерализма в современном мире
Федерализм понимается как сложный комплекс процессов и явлений, как теория и практика одной из наиболее распространенных форм государственного устройства в мире. Рафаэль Хакимов предложил следующую типологизацию федераций: 1. Симметричные 2. Ассиметричные; 3. Квази-федерации. Симметричные федерации являются таковыми, если они равны между собой и в отношениях с центром обладают равными правами в юридическом смысле. Такого типа федераций в чистом не существует. Однако, все же можно привести Соединенные Штаты Америки без Пуэрто-Рико (ассоциированный член с США, возможный претендент на статус 51 штата, данный вопрос еще в стадии обсуждения). 50 штатов США обладают абсолютно равными правами и им делегированы равные полномочия. Между штатами не проводится различия на языковой, конфессиональной или иной почве. Каждый штат обладает собственной легислатурой и законодательной базой, а также собственной судебной системой. Губернатор как высшее должностное лицо штата, не подчиняется президенту США напрямую. От каждого штата, мне зависимости от населения, избирается равное число сенаторов-конгрессменов. Хакимов называет штаты «однопорядковыми субъектами». В виду отсутствия существования абсолютно идеальных типов, между симметричными и ассиметричными федерациями выделяется небольшая прослойка государств, условно которые можно назвать частично симметричными. Собственно, США вместе с Пуэрто-Рико можно смело причислить к данному типу по причине ненарушения общей симметричности федеративной картины. Немецкий бундестаг, однопалатный парламент ФРГ, формируется по принципу прямой пропорциональности населения федеральных земель.
Следом идут ассиметричные федерации, коих подавляющее большинство. Как отмечалось ранее, совершенно разные условия способствуют становлению принципа федерализма в том или ином государстве. В связи с этим и федерации получаются необычайно разноплановые. Например, Индия является отличным примером подобной асимметрии. Ряд непростых обстоятельств, языковые разногласия, принятие спорных территорий в свой состав способствовали возникновению столь уникальной формы реализации принципа федерализма. Важно отметить, что в данном случае формирование Индии в нынешнем виде стало возможным исключительно благодаря этому принципу, в противном случае такие глубокие противоречию привели бы к катастрофическим и совершенно непредсказуемым последствиям.
В ряду асимметричных федераций Россия, безусловно, стоит особняком. Долгая история формирования многонационального государства, особо сложные взаимоотношения внутри страны между регионами, несколько противоречивые формулировки современной Конституции РФ привели нашу страну в такое положение. В основах конституционного строя Конституции РФ закрепляются 6 типов равноправных субъектов Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область. Однако следующий пункт статьи недвусмысленно называет республики государствами, закрепляет за ними право иметь собственные конституции, в то время как высший нормативно-правовой акт остальных 5 типов субъектов РФ называется устав. Пункт 4 статьи 5 Конституции РФ, однако, говорит о равноправности всех субъектов по отношению к федеральным органам власти. Хакимов амечает, что нигде в мире не встречалось прецедента, чтобы разные по природе государственно-правовые образования имели равный статус. Это делает формально симметричную федеративную Россию асимметричной федерацией. Квази-федерациями следует называть унитарные государства, которые предоставили отдельным своим территориям особые права в экономической, политической, духовной и иных сферах. В качестве наиболее ярких примеров здесь стоит привести Испанию и Великобританию. Конституционные монархии по форме правления, унитарные государства по форме государственного устройства претерпели ряд изменений в конце ХХ века. В частности, в Испании исторические области Каталония и Страна Басков приобрели значительные автономии в конце 1970-х годов, вплоть до права иметь собственное представительство в международных организациях, в связи с принятием Конституции Испании 1978 года, где это право стало возможным и гарантировано по сей день. Процесс деволюции, то есть делегирования части полномочий органов государственной власти, произошел и в Великобритании, где Уэльсу и Шотландии было позволено иметь собственные законодательные органы, а также получено право иметь собственные представительства в Европейском Сообществе, по аналогии с испанскими субъектами. Существует также еще один критерий типологизации федераций: по направлению их формирования. Если федерация была сформирована снизу, на основе договора между государствами – будущими субъектами федерации, то такие федерации называются договорными. Старейшие федеративные государства, как-то Соединённые Штаты Америки, Швейцарская Конфедерация (будучи федерацией де-факто, несмотря на название), Канада.
Напротив, когда федерация устанавливается в государстве после тяжелых политических разногласий между центром и субъектами, происходит делегирование полномочий, предоставление широких автономий, тогда федерация называется конституционной, то есть, формирование федеративного государства сверху. Это деление отражает необычное положение федерализма, которое Глигич-Золотарева метко назвала «маятником федерализма». Договорные федерации больше отражают склонность к унитаризму, как бы собираясь вокруг одного центра, в то время конституционные федерации – это отличный пример того, как центр может пойти на уступки субъектам во избежание эскалации конфликтов и нарастания центробежных сил. Но эта классификация скорее дань традиции, так как в расчет здесь берутся только начальные условия формирования. Ведь, как уже было сказано выше, всякое федеративное государство имеет конституцию, и в том числе там стоит выделить, вслед за Ауэром, четвертое положение, которое должно отражать все условия федеративных договоров при условии, что это договорная федерация.
Таким образом, можно увидеть, что год от года количество государств, которые берут себе на вооружение принцип федерализма, год от года неуклонно растет. И это не случайность, не прихоть судьбы. Разрабатывавшийся столетиями, федерализм вобрал в себя множество практик разрешений конфликтов, которые не представлялось возможным решить в унитарном государстве