Между тем, на сегодняшний день с практической точки зрения правовая природа права пользования недрами однозначно определена как публично-правовая. Не подлежит сомнению, что право пользования недрами связано с правом государственной собственности на недра (ст. 1.2 Закона о недрах). Государство как собственник недр во всех случаях санкционирует получение права пользования недрами субъектами предпринимательской деятельности, а также определяет объем и содержание данного права.
Однако теоретические споры о гражданско-правовых и публично-правовых моделях породили противоречивую судебную практику. Так, некоторые суды признавали возможность правопреемства прав недропользования, возможность внесения их в качестве вклада при заключении договора простого товарищества.
Кроме того, суды признавали возможной передачу прав пользования недрами в том случае, если это предусмотрено лицензионным соглашением.
Также причиной возникших противоречий во много стало упоминание в ч.3 ст. 11 Закона о недрах договора, заключающегося между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр и устанавливающего условия пользования участком недр, соответствующие обязательства по выполнению этого договора. Большое влияние на судебную практику оказало Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ), где Президиум ВАС РФ не опроверг выводы суда первой инстанции о том, что недропользователь не исполнил принятые на себя обязательства по гражданско-правовой сделке.
На практике такая форма отношений как договор, заключенный государственным органом с недропользователем, была распространена во время действия принципа «двух ключей», когда на основе выданных лицензий заключались трехсторонние лицензионные соглашения, которые подписывались представителями региональной и федеральной власти, а также недропользователем.
Спор о гражданско-правовых моделях предоставления права пользования недрами существует только на теоретическом уровне, включающем законодательные инициативы и постоянные попытки внедрения договорных методов регулирования. Между тем, с целью предотвращения коллизий и неправильного толкования норм ст. 11 и 12 Закона Российской Федерации «О недрах», устанавливающих содержание лицензии на пользование недрами, 12 октября 2017 г. в Государственную Думу был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части замены понятий «договор», «соглашение» и «договорные отношения», имеющих гражданско-правовое значение, на понятие «условия пользования недрами».
Согласно пояснительной записке к законопроекту указанные понятия создают проблемы в правоприменительной практике из-за того, что они обуславливают применение норм гражданского права.
Соответственно, принятие указанного законопроекта может окончательно устранить ошибочную точку зрения о договорном регулировании отношений недропользования в российской правовой системе.
Принципы и порядок предоставления права пользования участками недр в РФ
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.