В своё время А. М. Витченко предлагал рассматривать правовое регулирование в двойном аспекте: как собственно регулирование и как воздействие в процессе регулирования. Поскольку «нормы права влияют на поступки людей через посредство их воли и сознания, необходимо рассматривать регулирующую роль первоначально как нормативное воздействие вне правовых отношений, а затем и как регулирование в правовом отношении».
Некоторые авторы отождествляют функции права с функциями правового регулирования, объясняя это тем, что в правовом регулировании проявляются в совокупности предмет, задачи и метод регулирования.
Четвёртое замечание – о внешних функциях. К ним относят политическую, экономическую, воспитательную, культурно-историческую, информационно-регулирующую, коммуникативную функции, а также функцию социального контроля. Выделение внешних функций воспринимается как аксиома. Но это не так.
Во-первых, внешняя, как уже отмечалось, – значит находящаяся за пределамиправа, а это искажает природу и суть функций права.
Во-вторых, функции права – это внутренний потенциал права. Это то, что делает право «живым», приводит его в действие, заставляет работать. Они обусловлены способностью права регулировать общественные отношения. Это способы его бытия как принудительного регулятора. Поэтому реализация функций права возможна только в рамках правового регулирования, в чётких рамках права.
В-третьих, это приводит к противоречию внешних и внутренних функций права.
Внешние функции права называют обще-социальными, противопоставляя специально (собственно) юридическим. Отрицая, таким образом, социальный характер последних.
Право – социальное явление, сущность его заключается в регулировании общественных отношений, в реализации его социального предназначения. Каждая функция права как часть целого ориентирована на реализацию его социального предназначения. Иными словами, все функции права следует признать социальными по их направленности и содержанию.
Пятое замечание – о регулятивных и охранительных функциях права. Практически во всех учебниках по теории государства и права и большинстве научных статей отрицается регулятивная роль охранительных норм права, выделяются регулятивные и охранительные функции. Право является регулятором общественных отношений, и в этом смысле все функции его регулятивные. Правоохранительные нормы предполагают установление определённого правила поведения, т. е. выполнения его регулирующей функции. Угроза принуждения, которая содержится в юридической норме, сама по себе является организующей силой – заставляет воздержаться от нарушения этой нормы.
Регулятивная статическая, и регулятивная динамическая, и охранительная функции – это аспекты одной регулятивной функции права, выполняющие различную нагрузку в процессе правового регулирования общественных отношений. Неверно отрицать регулирующую роль уголовного права, административного. Исходя из этого не вполне логичным представляется наименование только первых двух функций в рассматриваемой классификации регулятивными. Регулятивные функции, писал С. С. Алексеев, – это направления правового воздействия, нацеленные на то, чтобы обеспечить надлежащую нормальную организацию господствующих общественных отношений, их статику и динамику, их функционирование в соответствии с требованиями объективных законов общественного развития. Поэтому регулятивные функции можно именовать функциями организации. Такая же мысль высказана и С.Т. Максименко. Она предложила регулятивную функцию назвать функцией организации и преобразования общественных отношений.
Каждая из функций права, синтезируя множество однопорядковых направлений, состоит из подфункций. Если функция – это наиболее общее, ведущее направление воздействия, в котором выражается сущность права в правовой системе общества, то подфункция показывает в рамках данного направления некоторые особые, специфические стороны воздействия.
Таким образом, подводя итоги нашего исследования в данном параграфе первой главы курсовой работы, можно предположить, что функции права направлены на решение задач, стоящих перед правом. Их три: а) закрепление установленных общественных отношений, б) развитие новых общественных отношений, в) вытеснение негативных отношений, сдерживающих развитие общества. Им соответствуют функции закрепления (стабилизирующая), развития (преобразовывающая) и вытеснения (вытеснения).
Они заложены при любой классификации функций права. И при рассмотрении их исходя из уровня регулирования: общество – право (управленческая, обеспечивающая единство общества), государство – право (функции государства есть функции права, они обеспечивают предметное регулирование), право – право (специально-юридические функции).
Существуют они и в системе права: в праве (функции системы права), в отрасли (отраслевые функции), в институте (функции институтов) и в норме права (функции норм права). Норма права характеризуется более конкретным содержанием регулирования. В ней предусмотрена: фиксация содержания регулирования (внутренняя функция норм в правовой системе); фиксация правовой воли господствующего класса (народа, элиты государственного аппарата); моделирование общественных отношений (правоотношений). Они есть и в нормах конституционного права, которые несут на себе существенную идеологическую нагрузку и выполняют, помимо регулятивной, функцию программирования и воспроизводства господствующей в обществе политико-правовой доктрины.
Принципы и функции права
- 2020-05-06
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.