В деятельности интеграционных объединений главную роль играет экономическая дипломатия, направленная на сложный процесс поиска компромиссов, взаимных уступок при формировании общего рынка, экономического союза. Наиболее сложным и конфликтным становится переговорный процесс, когда речь заходит о передаче ряда полномочий наднациональным органам и утрате части национального суверенитета. Именно поэтому большинство интеграционных объединений не идут дальше создания зоны свободной торговли.
Наиболее успешным в мире интеграционным объединением является Европейский союз. Самая успешная интеграционная группировка в американском регионе — Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА). Среди интеграционных группировок Центральной и Южной Америки выделяется Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР). Старейшее в АТР интеграционное объединение — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Объединения интеграционного типа не ставят своей целью собственно интеграцию, они взаимодействуют по какому-либо конкретному вопросу, в процессе реализации конкретного проекта или же не имеют своей целью интеграцию как таковую и происходит так называемое объединение «экономик». Характерными примерами таких объединений могут быть: организация Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Арктический совет (АС) и т. п.
Помимо блоковой экономической дипломатии, которая реализуется в рамках интеграционных и интеграционных объединений, существуют другие форматы плюрилатеральной дипломатии.
Так, в последние годы появились такие устойчивые формы плюрилатеральной дипломатии, как «тройки», «четверки», объединяющие государства, которые имеют широкую зону совместных интересов. Примерами этого формата могут быть Западноевропейская «тройка» (Франция, Германия и Россия) и «четверка» (Франция, Германия, Испания, Россия), которые реализуют торгово-экономическое сотрудничество России и ЕС. Все большее распространение получают различные неформальные саммиты и неправительственные институты плюрилатеральной дипломатии, которые содействуют официальной дипломатии. Так, помощь обще-азиатскому интеграционному процессу оказывают такая неправительственная организация, как Тихоокеанский экономический совет.
Также важным направлением плюрилатеральной дипломатии является торговое направление. Примером может служить деятельность Организации стран — экспортёров нефти по регулированию мирового нефтяного рынка.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что плюрилатеральная экономическая дипломатия реализуется в самых различных формах.
3) Двусторонняя дипломатия зачастую оказывается действеннее многосторонней и плюрилатеральной экономической дипломатии. Двусторонняя дипломатия по своей сути гибче двух остальных видов экономической дипломатии, поскольку не требует многочисленных и трудоемких согласований различных сторон. С другой стороны, двусторонняя дипломатия дополняет многостороннюю и плюрилатеральную, поскольку, с одной стороны, служит основой для последующих договоренностей на многостороннем и плюрилатеральном уровнях, а с другой — проводит в практическую плоскость результаты многосторонней и плюрилатеральной дипломатии.
На современном этапе двусторонняя экономическая дипломатия обладает рядом специфических черт:
— двусторонняя экономическая дипломатия занимается не только отдельными вопросами торгово-экономического сотрудничества, она направляет свои усилия на формирования эффективной среды для развития такого сотрудничества (заключаются соглашения о стратегическом сотрудничестве).
— двусторонняя дипломатия все чаще используется как инструмент решения проблем, которые не были урегулированы на многостороннем и плюрилатеральном уровнях.
— в повестке дня двусторонних переговоров растет число вопросов, которые выходят за рамки двустороннего сотрудничества. Например, разрабатываются совместные проекты с третьими странами.
— произошел пространственный сдвиг в двусторонней экономической дипломатии, то есть теперь взаимодействуют не только государства одного региона, но и государства географически отдаленные друг от друга.
— само понятие «двусторонняя дипломатия» стало несколько условным, поскольку все чаще одной из сторон такой дипломатии выступает интеграционное объединение, или же обе стороны являются объединениями государств.
В совокупности двусторонняя, плюрилатеральная и многосторонняя дипломатия образует эффективный механизм управления глобальными процессами, как в интересах отдельных стран, так и всего мирового сообщества в целом. И важнейшей задачей экономической дипломатии каждого государства является выбор наиболее выгодного направления политики страны на двустороннем, региональном и мировом уровнях.
Принципы дипломатии
- Фаина Сафонова
- Международные отношения
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.