В декабре 1991 – январе 1992 годов это вылилось в конфликт между центром и республиками, в которых прошли национальные съезды, а в региональных СМИ развернулась информационная кампания в поддержку борьбы за национальную свободу и против «колониализма российской империи». При этом, области и края, по сути, оставались административно-территориальными единицами унитарного государства, вообще не имея автономного статуса, в связи с чем росло недовольство в межрегиональных отношениях и закладывались основы противоречия, связанного с неравенством конституционно-правового статуса субъектов федерации.
На весомую роль Федеративного договора 1992 г. в вопросе стабилизации территориальной организации страны указывает М.В. Глигич- Золотарева. Но, сняв противоречия между центром и республиками, Федеративный договор породил борьбу территориальных субъектов за уравнивание в правах с национальными. Фактически старый политический кризис осенью 1993 г. сменился новым, для преодоления которого необходимо было решить проблему равноправия субъектов РФ. Сложившаяся в результате система федеративных отношений не устраивала и федеральный Центр, но на тот момент у него не было ресурсов для изменения ситуации в свою пользу, напротив, Президент в пору противостояния с Верховным Советом РФ сам нуждался в поддержке местных элит.
Дальнейшая работа над моделью российского федерализма велась в рамках проведения Конституционного совещания (29 апреля — 10 ноября 1993 года). Разработке проекта Конституции России и определению существующей конституционно-правовой формы российского федерализма как модели территориального устройства предшествовала длительная общественно-политическая дискуссия. В ходе дискуссии относительно возможных путей национально-государственного строительства России зачастую высказывались прямо противоположные варианты: от полного сохранения принципов и структуры прежней Федерации до построения унитарного государства или создания Русской республики как результата самоопределения русского народа. Однако возврат России к унитаризму и разделение страны на административные единицы вошел в противоречие с ростом регионально-этнического национализма и уже сложившимися традициями национальной государственности.
Существовало множество моделей, сохраняющих федерацию с изменением статуса входящих в нее субъектов и перераспределением власти между ними и центром. Одни могли строиться на чисто территориальном принципе с полным отказом от учета национального фактора в построении федерации и предусматривали разделение территорий на основе экономико-географического районирования страны. Другим народам в составе России предусматривалось предоставление определенной доли культурно-национальной автономии. Целесообразность данного подхода заключается в упрощении управления государством, но в период обострения ряда региональных конфликтов на этнической почве игнорировать национальный вопрос в государственном строительстве не представлялось возможным.
Предлагалась модель уравнения в правах и национальных, и административно-территориальных единиц, которые имели бы в федерации равный конституционно-правовой статус, однако проект был отвергнут автономиями, не желавшими иметь одинаковый статус с административно-территориальными образованиями. Близкий к конфедерации вариант содержался в конституционном проекте объединения «Движение демократических реформ» (С.С. Алексеев, А.А. Собчак). В нем предполагалось разделение на национальные республики – суверенные государства в составе России; губернии – государственно-административные единицы, сочетающие в себе государственное начало и местное самоуправление; и автономные национальные сообщества, создаваемые на правах территориальной и этнической автономии малых народов. Указывалось и на возможность оформления индивидуальных договоров как между субъектами Федерации, так и между субъектом и центром.
Новый этап развития федерализма можно отсчитывать с принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Она провозгласила равенство статусов всех субъектов федерации и зафиксировала равный объем властных полномочий, возможности законотворчества и организации структуры власти регионов. Несмотря на то, что только республики названы в конституции «государствами», Конституция ничего не говорит об их суверенитете, таким образом, обходя противоречие по поводу неравноправия субъектов РФ на формально-юридическом уровне.
21 июня 2001 года указом Президента РФ была образована Комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
В целом, многие исследователи говорят о складывании в России декларативного федерализма. Усиление властной вертикали, унификация законодательства и централизация бюджетно-финансовых потоков в руках федерального центра, конечно, способствовали сохранению целостности страны, повышению ее управляемости и достижению определенных внешнеполитических успехов. Однако это в значительной мере было достигнуто за счет возвращения к командно-административной политической системе и методам «ручного управления», за счет урезания экономической и политической самостоятельности регионов и все большего превращения их в административно-территориальные единицы унитарного государства.
Принцип федерализма в бюджетном праве
- Дмитрий Лазарев
- Деньги
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.