Стратегия: под стратегией подразумевается принципиальный способ действий, позволяющий привести бизнес к желаемому состоянию в будущем (видению). Она представляет собой результат последовательных решений собственников и топ-менеджеров во всех важнейших разрезах, фокусирующихся на одном, главном направлении (по сути, их договоренность о системе приоритетов).
В зависимости от разреза выделяются различные подвиды стратегий (см. рис. № 1: «Виды и взаимосвязь стратегий»). В частности, корпоративная (группа бизнесов), продуктово-рыночная (отдельное направление, вид деятельности), бизнес-стратегия (конкретный рынок, продукт), конкурентная (факторы конкурентоспособности), функциональная.
Рис. 1. Виды и взаимосвязь стратегий
Цели: описывают результаты, к которым должна привести реализация выбранной стратегии, причем связанные с конкретными областями деятельности бизнеса. Выстроить их помогает стратегическая карта, представляющая собой упорядоченный набор целей, сгруппированных по определенным областям с указанием причинно-следственных связей. Группировки целей называются перспективами: финансы, рынок/клиенты, внутренние процессы и ресурсы. Кстати, миссию и видение тоже можно назвать целями, но общего характера. Миссия, как правило, не ограничена каким-либо временным горизонтом и не связана с конкретной стратегией. Она в стратегической карте не отражается.
Видение же, наоборот, результат реализации данной стратегии. Допустимо включать в стратегическую карту отдельные частные цели из его описания. Или приводить само видение в виде отдельной перспективы над «Финансами».
Программы или отдельные планы мероприятий: позволяют перевести стратегию в конкретные действия. Все мероприятия связаны со стратегическими целями или показателями. В зависимости от характера деятельности они могут быть проектными или текущими (постоянно действующими процессами на всем периоде реализации стратегии); в зависимости от поставленных задач – направленными на достижение целей или необходимыми для внедрения изменений в системе управления (например, для обеспечения учёта тех же показателей).
Вывод по параграфу 1.1: исследовали и представили основные понятия, необходимые для разработки стратегии управления, – можем констатировать, что общий план стратегических мероприятий развития показывает:
– масштаб изменений, необходимых для реализации стратегии;
– стоимость реализации стратегии.
Планы отдельных мероприятий объединяются в общий план мероприятий, а их бюджеты консолидируются в стратегический бюджет. Последний позволяет оценить стоимость всех изменений бизнеса и его системы управления, требуемых для получения целевого финансового результата, установленного собственником. Расходы стратегического бюджета обычно рассматриваются как приоритетные и защищаются от сокращения.