В России на современном этапе арт-терапия понимается в узком смысле – как воздействие на психоэмоциональное состояние в ходе занятий детей изобразительным искусством, декоративно-прикладным творчеством (изотерапия). Современная концепция арт-терапии – целенаправленное воздействие на субъект средствами искусства в художественной коммуникации.
Арт-терапия применительно к образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии [12].
В настоящее время арт-терапия включает в себя такие виды как:
Музыкотерапия – это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.
Фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе.
Игровая терапия – метод коррекции посредством игры.
Изотерапия – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.
Либропсихотерапия и библиотерапия – воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции (чтение сказок).
Песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе) [9].
Существуют и другие виды арт-терапии такие как – флоротерапия, ипотерапия, акватерапия и т.д. Систематизация которых основывается на специфике каждого вида искусства.
Стоит акцентировать внимание и на преимуществах применения данного метода, которые определяют эффективность его использования в контексте работы с лицами молодого возраста:
Способствует эмоциональной стабилизации через выражение чувства агрессии с помощью рисования, лепки, музыки и т.д.
Ориентирован на ускорение процесса достижения поставленных целей в контексте работы.
Используется в контексте диагностического метода, позволяющего проанализировать особенности становления и развития личности ребенка.
Дает возможность работать с чувствами и мыслями. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, разрезающим и проясняющим активные эмоции и убеждения.
Ускоряет процесс формирования у клиентов эмпатии, а также иных положительных чувств, необходимых для определенного направления работы.
Повышает у клиентов ощущение своей личностной ценности.
Увеличивает художественную компетентность [11].
Таким образом, арт-терапии в психолого-педагогической литературе представляет собой метод целенаправленного воздействия на личность посредством искусства.
Представленный метод зачастую используется в работе с различными категориями клиентов, при этом арт-терапия может выступать как метод диагностики развития личности, а также с позиции метода коррекции проблемных аспектов.
Применение арт-терапевтических техник в практике психологического консультирования лиц молодого возраста
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.