Холистическая (правополушарная) стратегия переработки информации (слуховой, визуальной, зрительно-пространственной). Этот тип нарушения связан с недоразвитостью функций правого полушария, отвечающего за формирование целостных визуальных и слуховых образов, а также за ориентацию в пространстве. Наиболее частые проявления:
трудности ориентации на рабочей поверхности (найти начало строки в тетради, продолжить запись с необходимого места на доске и пр.);
плохой почерк, возникающий вследствие трудностей поддержания определенного размера и наклона букв, также возможны неровные, расширяющиеся книзу поля с левой стороны (за счет суженого поля зрения слева);
присутствие ошибок даже в типичных словосочетаниях и словах, таких как «упражнение», «вывод», «классная работа» и пр.;
возможно смешение гласных букв, пропуск пробелов между словами.
Все описанные ошибки имеют циклическую природу, что приводит к нестабильной работоспособности ребенка. Чтобы предотвратить когнитивную перегрузку и угасание мотивации учиться, необходимо составлять план обучения с учетом дробной и кратковременной нагрузки. [3]
Проблемы изучения физики на школьном уровне и пути их решения
Учитывая специфичность математического содержания, совершенно естественно, что основные проблемы по этому предмету связаны с формированием познавательного (когнитивного) компонента и его отдельных составляющих.
Наиболее значимыми среди них являются:
1)недостатки в пространственных представлениях, затрудняющие формирование понятия числового ряда и его свойств;
2)недостаточное развитие понятийного мышления, создающее трудности в формулировании правила на основе анализа нескольких примеров, в запоминании схемы рассуждения при решении типовых задач;
3)низкий уровень развития логических операций (сравнения, обобщения и абстрагирования), слабость развития которых не позволяет ребенку выделять существенные признаки изучаемых понятий, классифицировать их и систематизировать;
4)особенность мышления школьников — его конкретность, однолинейность и инертность. В этом случае ребенку трудно отвлечься от сюжетной стороны задачи, сделать верные умозаключения, оперировать одновременно всеми нужными для решения задачи данными, перейти от одного способа решения к другому, подобрать способ решения при измененных условиях и т. д.
Однако эти недостатки не являются непреодолимыми. Хорошо известно, что логика — тренируемая функция. Даже при постоянном выполнении интеллектуальных тестов их результат с каждым разом улучшается за счет обучающей способности. Систематичные упражнения дают еще больший эффект. Поэтому при постоянных занятиях можно быть уверенным в результате. [5]
Комплекс корректирующих упражнений повысит успеваемость и развивает интеллектуальные способности учащегося, тренировка интеллектуальных процессов и эффективная систему занятий помогут преодолеть трудности в усвоении математического содержания. В ходе занятий развиваются такие качества как усердие, трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, ребенок учится управлять собой, подчиняя свои желания требованию учебной ситуации, учится добиваться результата. Все эти умения и качества способствуют не только гармоничному развитию, но и повышению успеваемости в целом.
Проблемы по физике редко возникают внезапно, сами по себе. Обычно уже на первых уроках видно, насколько ребенку удается осваивать мир чисел и задач. Овладение вычислительными приемами, решение задач и простейших уравнений, знакомство с физическими явлениями — каждое из этих действий вызывает чуть большие или чуть меньшие сложности, но именно сложности.
Обычно проблемы возникают как общие трудности в овладении математическим содержанием в целом. Со временем проблемы дифференцируются, углубляются, становятся более специфичными, оказываясь напрямую связанными с определенными математическими умениями и навыками. Таким образом, если на первом этапе роль психологических причин является определяющей («плохо считает, потому что у него низкая концентрация или недостаточный объем внимания» или «не может решать задачи, так как не сформировано умение планировать свои действия»), то в дальнейшем вновь возникающие сложности зачастую оказываются проблемами «вторичного круга». Они включают в себя целый спектр как психологических, так и педагогических причин: пробелы в знаниях, страх перед неудачей, непонимание сути математического правила и т. д. В этом случае преодоление трудностей должно носить комплексный характер, предполагая как психологическую, так и педагогическую помощь и поддержку.
В старшей школе трудности с точными науками возникают у 36,5% школьников. При этом математика занимает среди них первое место, в отличие, скажем, от физики (5,9% школьников). Наибольшее количество проблем возникает при решении задач (14,8% школьников). На втором месте идут трудности при решении примеров (13,6% школьников). Третье место занимают проблемы со знанием таблицы сложения и умножения (у 10,2% школьников). Около 10% детей испытывают трудности при усвоении типовых схем решения задач, а также при решении их несколькими способами.
С помощью психодиагностической таблицы вы сможете точно определить причины неуспеваемости по физике.
Типичные трудности в физике:
-Трудности в решении последовательности решения математических задач или примеров, умения планировать свои действия логической памяти, мыслительных операций (обобщение и систематизация), уверенности в себе.
-Трудности при обобщении логического мышления, гибкости мыслительных процессов, психических процессов.
-Трудности при решении математических задач словесно-логического мышления памяти, концентрации и устойчивости внимания, умения ориентироваться на систему требований и планировать свои действия.
— Неумение решать задачи несколькими способами, гибкость мыслительных процессов, ведущих мыслительных операций (анализа, синтеза и сравнения).
-Трудности в понимании объяснения с первого раза, концентрации и распределения внимания, приемов учебной деятельности.
-Не справляется с заданиями для самостоятельной работы, организованности, приемов учебной деятельности, саморегуляции и произвольной деятельности.
-Плохо ориентируется в тетради (отступи слева, напиши справа), восприятие и ориентировки в пространстве, зрительного анализа, концентрации и устойчивости внимания.
-Невнимателен и рассеян, саморегуляции и произвольной деятельности, объема и концентрации внимания.
-Замедленный темп мыслительной деятельности («тугодум»), психических процессов логического мышления, концентрации внимания. [10]
Причины типовых познавательных затруднений у учащихся при изучении физики
- Михаил Потапов
- Физика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Михаил Потапов
Я окончил горный университет, факультет переработки минерального сырья. О специальности работаю 12 лет, сам преподаю в университете. За это время написал 8 научных статей. В свободное время подрабатываю репетитором и являюсь автором в компании «Диплом777» уже более 7 лет. Нравятся условия сотрудничества и огромное количество заказов.