Прибыль – один из важнейших финансовых показателей деятельности компании, который свидетельствует о его успешной деятельности. Прибыль достигается, когда доходы предприятия превышают расходы. В противном случае предприятие несет убыток. Размер прибыли определяет рост потенциальных возможностей компании, увеличивая степень ее деловой активности.
Изучение факторов, оказывающие влияние на величину прибыли, важно для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли предприятия. Классификация факторов, влияющих на величину прибыли, схематично представлена на рисунке 2
Рисунок 2 – Классификация факторов, влияющих на величину прибыли
Как видно из схемы, факторы, влияющие на величину прибыли компании, делятся на две основные группы: внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы в свою очередь делятся на производственные и внепроизводственные факторы. Производственные факторы могут при этом быть экстенсивными и интенсивными.
1) Внутренние факторы — факторы, которые осуществляют воздействие на размер прибыли предприятия через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышения отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции.
Производственные факторы характеризуют наличие и использование на предприятии предметов и средств труда, а также трудовых и финансовых ресурсов;
Внепроизводственные факторы связаны со снабженческо-сбытовой и природоохранительной деятельностью компании, социальными условиями труда и т.д.
Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли компании через количественные изменения: финансовых ресурсов, объема средств и предметов труда, численности персонала, фонда рабочего времени, времени работы оборудования и т.д.
Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли компании через качественные изменения, такие как:
— ускорение оборачиваемости оборотных средств компании;
— совершенствование технологии, использование прогрессивных видов материалов;
— повышение качества оборудования и его производительности;
— снижение трудоемкости и материалоемкости продукции;
— повышение квалификации и производительности труда персонала;
— повышение эффективности использования финансовых ресурсов, совершенствование организации труда и и др.
2) Внешние факторы – это факторы, которые не зависят напрямую от деятельности компании, но при этом оказывают значительное влияние на размер прибыли. К таким факторам относятся:
— природные и географические условия, транспортные развязки;
— конъюнктура рынка;
— уровень цен на потребляемые материально- сырьевые и топливно-энергетические ресурсы;
— нормы амортизационных отчислений;
— государственное регулирование налоговых ставок и льгот, тарифов, цен, процентных ставок, штрафных санкций и т.д.
Эти факторы влияют на прибыль предприятия не прямо, а опосредованно через себестоимость продукции и объем реализуемой продукции.
При осуществлении производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Все эти факторы взаимосвязаны и находятся в тесной взаимозависимости. Их влияние на величину себестоимости продукции, а следовательно, и прибыли, зависит от того, насколько экономно и рационально расходуются предприятием материальные ресурсы, так как в составе себестоимости продукции доля материальных затрат обычно составляет от 60 до 90% [7].
Величина прибыли зависит:
— от правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным или высоким спросом);
— от объемов производства (при увеличении объема производства увеличивается масса прибыли);
— от снижения издержек производства;
— от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (таких, как цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и др.);
При выборе путей увеличения прибыли в основном ориентируются на внутренние факторы, влияющие на величину прибыли. Таким образом, увеличение прибыли предприятия может быть достигнуто за счет:
— увеличения выпуска продукции;
— улучшения качества продукции;
— продажи излишнего оборудования и другого имущества или сдачи его в аренду;
— снижения себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
— диверсификации производства;
— расширения рынка продаж и т.д. [8] .
Распределение прибыли – это составная и неразрывная часть общей системы распределительных отношений. Конкретные методы и формы распределения прибыли с ростом общественного производства постоянно развиваются и видоизменяются.
Под распределением прибыли понимается ее направление на формирование доходов государственного бюджета и удовлетворение потребностей предприятий в средствах на материальное стимулирование работников и расширение производства.
Объектом распределения является общая (или балансовая) прибыль организации. При распределении и использовании общей прибыли должны быть учтены множественные нормативные акты, основанные на Законе о налоге на доходы и прибыль, Законе о предприятии, Законе об акционерном обществе и других нормативно-правовых актах.
Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия [2].
Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:
– прибыль, полученная предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;
– прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливается законодательно;
– величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объемов производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
– прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части – на потребление [2].
Распределение общей прибыли предприятия схематически показано на рисунке 3.