Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Преступления против личности в русском уголовном праве в 11-16 в.в.

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Последующим суровым наказанием, которое применялось в Киевской Руси, была «кровная месть». Своими корнями месть достигает родового строя, когда она была институтом судопроизводства и морально-этичной нормой. Механизм реализации этого института основывался на принципе Талиона – обиженный род требовал казни равноценного представителя из рода убийцы («око за око, зуб за зуб»). Кровная месть была направлена не столько против убийц, сколько против его семьи.
Нормы Русской Правды позволяли потерпевшим мстить виновному в совершении преступления, а поэтому преступника ожидало наказание, что соответствовало сути совершенного преступления, то есть согласно принципу талиона. Это могло быть и убийство, увечье или иные последствия, которые могли устроить сторону потерпевшего. Например, в пункте 1 определено: «Если убьет муж мужа, то мстит брат за (убийство) брата, сын за отца, или отец за сына, или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры; если не будет никого, кто бы отомстил, то (следует назначить) за убитого 40 гривен… (убит) будет русин, гридень, купец, ябетник, мечник или же изгой, то назначить 40 гривен за него».
Русская Правда ничего не говорит о форме кровной мести. В то же время в летописях, народных легендах описаны случаи реализации права мести в форме отсечения головы, расстрела, сожжения, повешение, четвертование, закапывание в землю, расторжения лошадью и тому подобное.
Необходимо заметить, что кровная месть изначально, когда возникла, была не только правом, но и обязанностью рода потерпевшего расправиться с преступником.
Впоследствии установленная Русской Правдой соответствующая норма не заставляла к мести и позволяла близким обиженного принять выкуп. В этом была также меркантильная причина – если таких родственников у жертвы не оказывалось, то убийца платил штраф (виру) в пользу государства. Кроме того, месть разрешалась только при условии полного доведения преступления до конца.
Несомненно, древний обычай кровной мести не устраивал ни князя, заинтересованного в ослаблении общинных судов, которые мешали централизации власти, ни христианскую церковь с ее новыми нормами морали и нравственности, но его не могли ликвидировать сразу, поскольку он был распространенным. Однако процесс феодализации Древнерусского государства, увеличение роли князя и княжеского суда внесли значительные изменения в процесс применения обычая кровной мести. Русская Правда, например, ограничивает круг мстителей двумя степенями ближайших родственников убитого (отец, сын, братья, племянники).
Какое-то время княжеский суд сосуществовал с общинным, но постепенно, благодаря усилению феодальных отношений, княжий суд занял лидирующее положение, оттеснив суд общинный на второй план. И, наконец, Правда Ярославичей совсем исключает из состава наказаний кровную месть, запретив убивать убийцу кому бы то ни было, дозволяя родственникам убитого пользоваться определенной денежной компенсацией со стороны убийцы.
Наказания, связанные с причинением виновному телесных повреждений, почти не применялись. Единственным исключением было наказание в виде смерти, которое могли применить потерпевший или его родственники, но, как правило, сразу и на месте совершения преступления. Например, убийство ночного вора, захваченного на месте преступления, не наказуемо. Если же он был уже связан, то за его убийство наказывали убийц, то есть потерпевших от кражи. Кроме того, за убийство огнищанина в «клети» (дом, амбар) разрешалось даже убивать, самое главное – на месте совершения преступления, без суда, независимо от времени суток: «аже убиють огнищанина у клети, или у коня, или у говяда, или у коровье татьбы, то убити в пса место» (ст. 21 РП). Но если это касалось другого лица, то такое убийство разрешалось только в ночное время.
В «Русской правде» предусматривались наказания за такое преступление против личности как оскорбление чести и достоинства. Во времена Киевской Руси зависимые люди рассматривались как «орудие, что говорит» («instrumentum vocale»), а их честь и достоинство не охранялись. В основу древнейшей редакции Русской Правды (ХІ в.) «Короткой редакции» положено древнерусское обычное право, которое делилось на четыре части, одной из которых были правовые нормы об оскорблении (ст. ст. 8-10). В Краткой и Пространной редакциях Русской Правды существовала такая норма: «А за (выдернутый) ус (оплатить) 12 гривен, а за (поврежденную) бороду – 12 гривен», которая устанавливала за унижение чести и достоинства, поскольку борода и усы были визитной карточкой лица, подтверждением его социального статуса. Становится понятным, почему денежное взыскание с обидчика чести и достоинства составляло довольно внушительную на то время сумму – 12 гривен, поскольку это было мерой ответственности не только за оскорбительные, позорные поступки, а было мерой ответственности за посягательство на социальный статус лица, которому в данные времена уделялось очень большое внимание. В современных условиях социальный статус проявляется в профессиональной деятельности.
В положениях 3, 4 Краткой редакции «Русской Правды» также предусматривалось денежное взыскание в размере 12 гривен только за удары различными предметами, которые не приводили к серьезным функциональным нарушениям здоровья. Н. П. Карагодина указывала, что согласно положений «Русской Правды» размер денежного штрафа за унижение чести и достоинства был 12 гривен, а за отрубание пальца 3 гривны, что свидетельствовало о высокой общественной опасности этих деяний.
Впервые на законодательном уровне ответственность за оскорбление словом, т.е. клевету (название чужой женщины вызывающим) было закреплено в ст. 25 Устава князя Ярослава Владимировича (Мудрого) церковные суды. Штраф составлял от 5 грн. золотом до 3 гривен серебром и был обусловлен тем, что оскорбление касалось ее мужа и всей семьи. Семантический анализ термина «обида» свидетельствует, что понятие преступления во времена Киевской Руси в первую очередь воспринималось как такое, что унижает честь и достоинство лица, то есть деяние, которое оскорбляло личность, семью, общину и причиняло им существенный вред.
Таким образом, в Русской Правде были предусмотрены наказания за преступления против личности: убийство, нанесение повреждений, оскорбление чести и достоинства.

Picture of Анфиса Суханова
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.