В настоящее время согласно Концепции реформирования железнодорожного транспорта, до 2030 года в путевом хозяйстве, в дистанциях пути действует участковая система организации текущего содержания пути. Участковая система введена согласно Распоряжения ОАО «РЖД» от 13.12.2013 года № 2758р об утверждении и введении в действие «Положения об участковой системе текущего содержания пути».
Положение об участковой системе текущего содержания пути определяет общие принципы, технические параметры, нормативы, систему контроля, организацию работ по текущему содержанию железнодорожного пути, исходя из условий обеспечения безопасности движения поездов и оптимальных затрат, и является отраслевым нормативно-техническим документом.
Немаловажной задачей текущего содержания является продление сроков службы каждого элемента верхнего строения пути. Достаточно сказать, что увеличение срока службы шпал на один год дает стране несколько десятков миллионов рублей экономии.
Отличное содержание пути, бережное отношение к новым и уложенным в путь материалам значительно увеличивают срок их службы и периоды между ремонтами пути.
Работы по текущему содержанию пути выполняются в плановом порядке. Они планируются на основе анализа результатов полумесячных осмотров пути, сооружений и устройств с учетом сезонных особенностей работы пути. Планирование работ направляет усилия путейцев, занятых на текущем содержании, на предупреждение появления неисправностей в пути и на сооружениях. При этом важны органическое сочетание постоянного надзора и систематических осмотров пути с планированием и производством работ, заинтересованность рабочих бригад по текущему содержанию пути не столько в количестве, сколько в качестве выполняемых работ. Это гарантирует продолжительную устойчивость пути.
Для текущего содержания на каждый километр главного и станционного пути, на каждый стрелочный перевод планируется определенное количество рабочей силы и материалов по нормам, устанавливаемым МПС в зависимости от грузонапряжённости, типа верхнего строения, скоростей движения, интенсивности засорения балластной призмы, места расположения участка (прямая, кривая, тоннель) и степени механизации работ.
Текущее содержание пути со всеми его сооружениями и устройствами ведется в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог, Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути и указаний Министерства путей сообщения.