Во время войны перед правовым регулированием труда стал ряд сложных проблем. В связи с призывом миллионов людей в армию и флот очень острой стала проблема рабочих рук в индустрии, на транспорте, в строительстве и на селе. Это обстоятельство вызвало к жизни правовых норм, которые по-новому регулировали возникновение и прекращение трудовых правоотношений. Хотя, был сохранен порядок добровольного вхождения в трудовые отношения, Советскому государству было необходимо обратиться к следующим правовым формам обеспечения народного хозяйства кадрами, как трудовой мобилизации и трудовой повинности.
Администрации предприятий и учреждений разрешалось использовать обязательные сверхурочные работы длительностью от одного до трех часов в день. Отпусками в военное время пользовались лишь подростки до 16 лет. Остальные работающие заменялись денежной компенсацией, которая с апреля 1942 г. переводилась в сберкассы как замороженных на время войны вкладов рабочих и служащих. Выпускались постановления, материально стимулировавшие достижение высоких показателей в работе в особо важных отраслях народного хозяйства. К ним относятся постановления о зарплате поездных и маневровых бригад железнодорожного транспорта, шахтеров, МТС и др.
По окончанию войны были устранены нормы права, вызванные чрезвычайным положением военного времени. Указ Президиума восстановил с 1 июля 1945 г. очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим, отменил каждодневные обязательные сверхурочные работы и восстановил 8-часовой рабочий день, прекратились трудовые мобилизации граждан на работу в разные отрасли народного хозяйства Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30.06.1945.
В четвертой пятилетке предусматривалась система мероприятий по механизации производства, повышению оплаты труда, улучшению жилищных и бытовых условий, охране труда.
В 1964 г. на базе Основ гражданского законодательства принимаются гражданские кодексы союзных республик.
Развитие трудового права происходило под воздействием мер, предпринимавшихся государством с целью подъема уровня материального положения граждан и обеспечения их социальных прав.
В 1955 — 1958 гг. повышается зарплата низкооплачиваемым работающим. В 1964 г. в среднем на 21% повысилась зарплата работникам просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и прочих отраслей, которые обслуживают население.
Проводились меры по переходу на сокращенный рабочий день. Первыми перевели рабочих и служащих каменноугольной, горнорудной, металлургической промышленности, а также коксохимических предприятий.
Развитие отрасли трудового права определяла Конституция Основами законодательства СССР и союзных республик о труде 1970 г., кодексами о труде союзных республик, текущим законодательством.
Большие меры проводились по упорядочению зарплаты, с общим ростом к ее увеличению. В 1968 г. повышен минимальный уровень заработной платы (до 70 руб.). В 70-х гг. ввели новые условия оплаты труда в непроизводственных отраслях народного хозяйства для работников массовых профессий и специальностей, которые прямо обслуживали население (медсестер, продавцов, библиотекарей и т.п.). Повышалась оплата труда работников производственных отраслей (черная и цветная металлургия, угольная и текстильная промышленность, железнодорожный транспорт).
Перестройка с ее экономической и идеологической реорганизацией просила кардинально пересмотреть не только отдельные нормы трудового законодательства, но и саму концепцию отрасли. С появлением нового типа работодателей — коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей возникла необходимость отказа государства от вмешательства в хозяйственную деятельность работодателей, в том числе и в сфере регулирования отношений наемного труда. С другой стороны, надлежало решить задачу сохранения достигнутого уровня социальной защищенности трудящихся.
Переходный период от социалистического КЗоТ к рыночному Трудовому кодексу определился поиском новых механизмов правового регулирования трудовых отношений, не всегда приводивший к правильным решениям. В это время принимаются некоторые нормативные правовые акты, определяющие особенности регулирования труда в новых условиях хозяйствования.
Четвертый в истории Российской Федерации Трудовой кодекс принимается 30 декабря 2001 года и вступает в действие с 1 февраля 2002 года. Работа над его проектом продолжалась около 10 лет. Первоначально проект опубликовали для широкого обсуждения, чтобы учесть интересы всех заинтересованных субъектов — работников, работодателей, профсоюзов.
По истечении года жизни России по новому Трудовому кодексу все стороны констатировали: документ действительно работает, но практикой выявлена необходимость в усовершенствовании отдельных его положений.
Предмет трудового права
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.