В последние годы воздушный транспорт стал крупнейшей отраслью мировой экономики. Это неотъемлемая часть мировой экономики. Также воздушный транспорт является одним из самых динамичных секторов мировой экономики. В этом секторе наблюдаются самые высокие среднегодовые темпы роста авиаперевозок. Они, как правило, в 2-3 раза выше аналогичных показателей в большинстве других отраслей экономики. По некоторым оценкам, примерно 1/3 всей мировой продукции будет подлежать международному обмену в ближайшие годы. Воздушные трассы стали основой международных транспортных отношений.
1.2. Факторы функционирования воздушного транспорта в стране
Развитие российской экономики способствует росту числа авиаперевозок в стране. Этот рост зависит от прямо или косвенно влияющих на него факторов экономической, социальной, внутренней и внешней политической среды, а также от географического расположения и плотности населения в регионах.
Политический фактор проявляется в существовании пошлин и визовых режимов по отношению к другим странам. Кроме того, к политическим факторам можно добавить характер взаимоотношений между государствами, осуществляющими воздушные сообщения, а также отношение к ним третьих стран, через территорию которых производятся международные полеты, государственные интересы стран, участвующих в международных воздушных сообщениях, политика государств в области международного воздушного транспорта, национальная политика отдельных государств в области развития внешних связей: внешней торговли, культурного, научного и спортивного обмена, международного туризма и т.д., международная и государственная система регулирования воздушного транспорта и др. [4]
Стоит отметить такую особенность авиации, как международный характер ее деятельности: в воздухе существуют формально условные государственные границы. Для регламентации всей деятельности мировой гражданской авиации, унификации её использования и применения, а также обмена опытом во всех областях аэронавигации еще в 1944 г. под эгидой ООН была образована и ныне успешно функционирует специализированная Международная организация гражданской авиации (ICАО), членом которой состоит и Россия. ICАО публикует подробные статистические сведения обо всех многообразных сторонах деятельности и состоянии воздушного транспорта в мире.
Факторы политической среды оказывают влияние на рынок пассажирских авиаперевозок, создавая дополнительные барьеры и ограничения деятельности субъектов, или, наоборот, дополнительные возможности и льготы. Своевременное выявление внешних угроз и регулирование извне авиаперевозок помогут преодолеть в дальнейшем возможные барьеры для выхода на авиарынок ряда российских авиакомпаний.
От факторов экономической и социальной среды зависит уровень благосостояния населения.
Очевидно, что эти факторы влияют на структуру плотности населения в регионах, продолжительность жизни и прирост населения, а главное — на покупательную способность пассажиров, от которой зависит спрос на пассажирские авиаперевозки.
Факторы политической среды могут проявляться как дополнительные барьеры и ограничения деятельности субъектов, а также как дополнительные возможности и льготы.
К политическим факторам также можно отнести цены на авиатопливо. Именно этот важный показатель, от которого зависит стоимость полета, может искусственно варьироваться.