Рисунок отображает, что разрешение конфликтов в организации занимает одно из основных мест в управлении персоналом, выступает конкретным типом деятельности управления сотрудниками и включает ряд функций, которые необходимы для формирования целостности взаимоотношений в организации с помощью урегулирования.
1.2. Причины организационных конфликтов и способы их разрешения
Для того, чтобы эффективно управлять конфликтами, надо знать, как они возникают и протекают, как их можно устранить. Причины конфликтов делят на три группы .
Первую группу причин образует содержание трудового процесса. Это обстоятельства, которые препятствуют выполнению человеком его функций. Например, организационные неувязки, нарушение ритмичности и слаженности действий в технологической цепочке. Когда одна сторона подводит другую несвоевременным или ненадлежащим исполнением своих обязанностей, происходит сбой в работе.
К конфликтам данной группы ведет взаимная зависимость задач; дефицит ресурсов; нерезультативный коммуникационный процесс; полная неопределенность роли сотрудников. Для понижения отрицательного воздействия данных причин сильно важны четкие инструкции, отчетливая постановка задач. Необходимо оптимизировать исполнение рабочих операций, ликвидировать помехи на протяжении обмена данными.
Следующая группа причин показана социально-психологическими факторами. Как известно, у каждого человека свои отличительные особенности, что может осложнять взаимодействие с окружающими и приводить к ухудшению взаимоотношений. Это касается таких аспектов личности, как темперамент, характер, восприятие, ожидание, отношение, ценности, принципы, способности, потребности, интересы.
Конфликты этой группы обусловливаются несовпадением различных ожиданий сторон касательно поведения друг друга и ущемлением интересов предвзятыми, несправедливыми действиями иного человека. Под воздействием перечисленных выше факторов создается несовместимость, неприязнь людей и, как итог, неблагоприятный микроклимат.
Чтобы ликвидировать влияние причин этой группы, нужно самообразование, самовоспитание, умение управлять самим собой и отношениями с иными людьми, увеличение уровня культуры, желание взаимопонимания и терпимости. При создании трудового коллектива рационально учитывать антипатии и симпатии сотрудников, находить их на основе различных социометрических обследований.
Третья группа причин — это изменения в деятельности организации, то есть инновационные мероприятия, в результате которых у работника иногда возникает сопротивление новациям и конфликт с организационным окружением. На предприятиях происходят различные преобразования: структурные, функциональные, технологические, кадровые. Чем радикальнее и быстрее изменения, тем сильнее побочный эффект в виде негативной реакции (рис.3).
Внешнее отношение
Внутреннее отношение
Открытое
Скрытое
Принятие
Несогласие
I. Активный сторонник
III. Инертный сторонник
IV. Инертный противник
II. Активный противник