Внешнеторговую деятельность в России осуществляет широкий круг субъектов предпринимательства. Важным правовым шагом в государственном регулировании этой сферы стало принятие Указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», в соответствии с которым всем зарегистрированным предприятиям (объединениям) независимо от форм собственности разрешалось осуществление внешнеэкономической деятельности, в том числе и посреднической деятельности, без специальной регистрации. Нормативными актами, направленными на регулирование внешнеэкономической деятельности, являются, также, федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10.12.03 № 173- ФЗ), федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (от 27.11.10 № 311-ФЗ), Таможенный кодекс Таможенного союза, федеральный закон «О техническом регулировании» (от 27.12.02 № 184-ФЗ), федеральный закон «Об экспортном контроле» (от 18.07.99 № 183-ФЗ), федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (от 09.07.99 № 160-ФЗ) и др. По мнению С.П. Олейник, Л.И. Матына, весь массив нормативных документов в сфере внешнеторговой деятельности следует рассматривать как логически связанную и иерархически выстроенную базу данных, выражающую господствующую на текущий момент направленность развития внешней торговли страны .
Внешней торговле России длительное время свойственны сырьевая направленность экспорта и промышленная направленность импорта. Сильная зависимость экономического развития страны от сырьевой ориентации экспорта несет в себе определенные угрозы. Для достижения прогрессивных структурных изменений в российской экономике правительство РФ считает важным в сфере внешнеэкономической деятельности стимулировать развитие экспортно-ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса в сфере несырьевого экспорта. Согласно Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р, доля экспорта малых и средних предприятий в общем объеме экспорта Российской Федерации в 2014 г. составляла 6%, к 2030 г. эта доля должна возрасти до 12 %.
Государственная поддержка имеет целью снятие барьеров, которые препятствуют началу и развитию экспортной деятельности малых и средних предприятий. Решение указанных задач возложено на торговые представительства РФ в иностранных государствах; региональные центры координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства; региональные интегрированные центры; группа Российского экспортного центра.
В исследованиях отечественных авторов административные ограничения рассматриваются как один из основных факторов, сдерживающих развитие субъектов малого и среднего бизнеса в выходе на внешние рынки . Этот вид ограничений находит выражение в значительных объемах отчетной документации при отсутствии исчерпывающих регламентированных механизмов применения процедур и нормативных требований при осуществлении внешнеторговых операций; большом количестве контролирующих органов, бюрократическом произволе должностных лиц.
Вместе с тем, исследователи выделяют и другой важный вид ограничений для предприятий, выходящих на внешние рынки, — финансовые ограничения. Этот вид ограничений проявляется в высоких затратах на осуществление внешнеэкономической деятельности. Он обусловлен, прежде всего, лимитированным доступом субъектов малого и среднего бизнеса к финансовым (кредитным) ресурсам.
Таким образом, совершенствование государственного регулирования внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса требует сегодня дальнейшего развития законодательной базы на всех уровнях власти, в том числе, решения проблемы существования многочисленных подзаконных актов. Как отмечают исследователи, основной акцент необходимо сделать на аудите федерального и регионального законодательства с точки зрения взаимосогласованности и соответствия действующим нормам; осуществить упрощение налогообложения, бухгалтерского учета, арендных, таможенных правил, лицензирования, регистрационно-разрешительных процедур.
правовые основы государственного управления торговлей и внешнеэкономической деятельностью
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.