В современном обществе экологические требования на практике реализуются как комплекс принимаемых мер по ограничению природопользования и сохранения окружающей среды. Изначально проводится оценка воздействия на окружающую среду (далее — ОВОС). Данная оценка является деятельностью по выявлению, анализу и учету последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления, что закреплено в ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
Возможные последствия строительной деятельности должны быть не только своевременно выявлены, но и учтены в процессе реализации проекта. Поэтому процедура ОВОС является официальным обязательным мероприятием, результаты которого влияют на градостроительную деятельность.
В свою очередь проведение ОВОС в западных странах мира берет начало с 1969 года. В США был принят Закон об охране окружающей среды (National Environmental Policy Act), согласно которому было необходимо давать заключение о характере воздействия на окружающую среду в период застройки территорий. С 1970 года к данному заключению было также отнесено проведение оценки воздействия строительных работ на общество.
В Европе ОВОС как процедура появилась в 1985 году. На данный момент действует Директива Европейского Союза 2011 года, которая устанавливает проведение обязательной добровольной оценки влияния строительства на окружающую среду.
В 1991 году в Финляндии была принята Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Смысл данного документа заключается в расширении территориальных границ оценки деятельности человека и влияния на окружающую среду. Данный нормативный акт закрепляет в себе необходимость регулирования воздействия на среду за пределами определенной оцениваемой территории.
Сравнение российской и западных ОВОС показывает наличие явного различия в концепции процедуры. Западная модель ОВОС широко охватывает социальные вопросы. Оценка воздействия на окружающую среду включена в экономическое обеспечение проекта. Общество имеет право взаимодействовать с застройщиками во время реализации строительства. В России в свою очередь социальные вопросы в рамках ОВОС не рассматриваются, так как не включены в нормативные акты, регулирующие проведение оценочных процедур.
Европейский банк реконструкции и развития ещё в 1991 году внедрил экономическую политику, основанную на включение природоохранных действий в проект на стадии его разработки. Суть политики заключается в принятии решения о финансировании на основе не только проектной документации и других, необходимых ранее условий, но и по результатам проведения социальной и экологической оценок предполагаемого проекта.
Ранее рассмотренная Конвенция Финляндии базируется также на основе соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, на участие в решении вопросов, связанных с воздействием на природные ресурсы, на доступ к экологической информации. По номам этой Конвенции ответственность за соблюдение вышеуказанных прав лежит на ратифицировавшем ее государстве, следовательно, ответственность за принятие экологически значимых решений несут определенные должностные лица.
Благодаря этому в мире реализована определенная система экологического регулирования деятельности в любой сфере, в том числе в отношении градостроительства. В сравнении, в России ОВОС на данный момент является одним из документов, необходимых для получения разрешения на проведение определенных работ. Несоответствия, выявленные в ходе оценки, не влияют ни на финансирование проекта, ни на его реализацию. Д. Фолен отмечал, что производимая в России ОВОС является высококачественной по наличию в ней информации, но не помогает в реализации природоохранных мероприятий на практике. Эта проблема возникает по причине отсутствия обратной связи в системе природопользования охраны окружающей среды, а также низким уровнем ответственности за нарушение требований экологического законодательства.
В странах Европы можно выделить три общих метода регулирования строительства:
принудительный метод. Включает в себя принятие законов, проведение аудита объекта строительства, установку требований по сбережению природных ресурсов при строительстве и эксплуатации зданий;
поощрительный метод. Государство оказывает материальную помощь и дополнительные стимулы при строительстве экологических зданий;
информационный метод. Пропаганда и обучение экоустойчивого строительства.
Современная политика стран-членов Европейского союза и США достаточно эффективна. Наиболее результативным является принудительный метод, так как за правонарушения в области экологического законодательства предусмотрены штрафы. Итогом применения данного метода является уменьшение использования природных ресурсов и более бережное отношение к окружающей среде.
Активно развивается отрасль замены невозобновляемых природных источников энергии при строительстве на возобновляемые. Ниже представлена таблица процентного соотношения эффективности использования рассмотренных методов в странах-членах Европейского Союза по вопросу получения энергии из возобновляемых источников с 2005 по 2020 гг.
Правовые аспекты обеспечения экологических интересов при осуществлении градостроительной деятельности
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.