Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Правовое регулирование внешнего управления как процедура банкротства

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Внешнее управление по своей сути является особой процедурой несостоятельности, преследующей цель восстановить платежеспособность предприятия-должника и возвратить его к состоянию нормального хозяйственного функционирования, для чего должник передает полномочия по управлению предприятием внешнему управляющему [29, c. 511-518]. При введении внешнего управления на реестровые требования кредиторов накладывается мораторий – приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей, рассматривается как значительная льгота, применяемая для восстановления платежеспособности. Данная процедура банкротства может быть введена только в отношении юридического лица. Несмотря на востребованность, информация по ведению процедуры в федеральном законе о банкротстве, не является исчерпывающей.
Данная процедура является фактически более глубокой процессуальной формой развития идеи (концепции), заложенной в процедуре финансового оздоровления, однако представляет собой иной этап в общем процессуальном механизме российского института банкротства.
Таким образом, внешнее управление является еще одним звеном, входящим в восстановительный механизм платежеспособности должника, а также мерой реабилитационного характера [12, c. 24-30].
Задачи предприятия-должника в период внешнего управления следующие:
— восстановление нормальной работы предприятия и возврат прежней платежеспособности должника;
— удовлетворение реестровых (после снятия моратория) и текущих обязательств [29, c. 511-518].
Как правило, решение о введении внешнего управления принимается собранием кредиторов. Иногда данная процедура вводится по решению арбитражного суда (п. 1 ст. 171 Закона о банкротстве) [6].
Для данной процедуры свойственны некоторые присущие только ей признаки, а именно:
— реализация мер, направленных на то, чтобы восстановить платежеспособность предприятия, осуществляется не его органами, а специальным субъектом — внешним управляющим, кандидатуру которого назначает арбитражный суд. Внешний управляющий распоряжается имуществом должника согласно утвержденного плана внешнего управления, заключает мировые соглашения от имени предприятия, а также заявляет отказы от исполнения договорных обязательств;
— контролируют процедуру внешнего управления суд и кредиторы, которые утверждают соответствующий план, предусматривающий реально исполнимые меры по восстановлению платежеспособности, условия, порядок и расходы по его реализации, а также иные расходы предприятия;
— для внешнего управления свойственен активный характер, выражающийся в том, что внешним управляющим используются более активные экономические и гражданско-правовые меры, направленные на то, чтобы восстановить платежеспособность предприятия.
С момента введения внешнего управления происходит отмена всех арестов на имущество, кроме тех, которые наложены в связи со взысканием текущих платежей и истребованием имущества из чужого незаконного владения. Отличительной чертой данной процедуры является также введение моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, целью которого является то, чтобы исключить преимущественное удовлетворение требований кого-либо из кредиторов перед остальными, а также не допустить обращения взыскания на имущество предприятия на основании требований кредиторов, тем самым обеспечить его сохранность. Во время моратория прекращается также начисление штрафов, пеней и иных санкций.
В практике зачастую можно столкнуться с проблемой того, как разграничить платежи, возникшие до того, как внешнее управление было введено, и текущие платежи, т.е. платежи, возникшие после того, как внешнее управление уже было введено. Здесь на помощь приходит Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона о несостоятельность (банкротстве)» [9], в котором разъяснено, что к текущим платежам при внешнем управлении относятся денежные обязательства, которые возникли после того, как арбитражный суд принял заявление о признании должника банкротом. Те же платежи и обязательства, возникновение которых произошло после того, как дело о банкротстве было возбуждено, текущими не являются [12, c. 24-30].
Внешнему управляющему присущи специфичные права и обязанности. Так, как уже отмечалось выше, он вправе распоряжаться имуществом предприятия согласно утвержденного плана; заключать от имени предприятия мировые соглашения, заявлять отказ от исполнения договоров и сделок, подавать в арбитражный суд иски.
К обязанностям внешнего управляющего согласно ст. 99 Закона о банкротстве относятся следующие: разработать план внешнего управления, реализовать предусмотренные в нем мероприятия, после чего информировать об этом комитет кредиторов, представлять на собрание кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления [22, c. 31-35].
Интересно заметить, что разработанный план внешнего управления собрание кредиторов может отклонить. Признать недействительным данный план может также и арбитражный суд, указывая в обоснование принятого решения следующее: «представленный внешним управляющим план внешнего управления не отвечает требованиям статьи 106 Закона о банкротстве и не содержит ни реальных мер по восстановлению платежеспособности должника в конкретные сроки, ни экономически обоснованных механизмов реализации этих мер, а также нарушает права лиц, участвующих в деле о банкротстве» [10].
Вместе с тем, в плане внешнего управления могут быть предусмотрены также достаточно эффективные меры, которые реально будут способствовать тому, чтобы финансовое состояние предприятия-должника улучшилось. Такими мерами согласно ст. 114-115 Закона о банкротстве являются: принятие решения о размещении дополнительных обыкновенных акций должника и замещении его активов.
Планом внешнего управления может быть предусмотрена продажа части имущества должника (ст. 111 Закона о банкротстве), которая не должна привести к тому, чтобы хозяйственная деятельность должником не могла осуществляться [13, c. 18-24].
Относительно такой меры как замещение активов, следует сказать, что в ходе ее реализации платежеспособность должника восстанавливается благодаря тому, что на базе его имущества создается одно или несколько открытых акционерных обществ, реализующих акции. Принимает решение о замещении собрание или комитет кредиторов (в случае передачи последнему соответствующих полномочий).
Таким образом, правовое регулирование внешнего управления в целом ясно и недвусмысленно. Однако, нельзя не отметить и наличие в нем определенных пробелов и недостатков. К числу существенного недостатка, на наш взгляд, относится большой срок, на который может быть введено внешнее управление (18 мес.). С учетом временных затрат, а также необходимых сил и средств для проведения данной восстановительной процедуры, полагаем целесообразным его сократить, а также внести другие отдельные положения, которые будут направлены на то, чтобы эффективность данной процедуры была повышена.

Picture of Данила Тетерин
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.