Внешнее управление по своей сути является особой процедурой несостоятельности, преследующей цель восстановить платежеспособность предприятия-должника и возвратить его к состоянию нормального хозяйственного функционирования, для чего должник передает полномочия по управлению предприятием внешнему управляющему [29, c. 511-518]. При введении внешнего управления на реестровые требования кредиторов накладывается мораторий – приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей, рассматривается как значительная льгота, применяемая для восстановления платежеспособности. Данная процедура банкротства может быть введена только в отношении юридического лица. Несмотря на востребованность, информация по ведению процедуры в федеральном законе о банкротстве, не является исчерпывающей.
Данная процедура является фактически более глубокой процессуальной формой развития идеи (концепции), заложенной в процедуре финансового оздоровления, однако представляет собой иной этап в общем процессуальном механизме российского института банкротства.
Таким образом, внешнее управление является еще одним звеном, входящим в восстановительный механизм платежеспособности должника, а также мерой реабилитационного характера [12, c. 24-30].
Задачи предприятия-должника в период внешнего управления следующие:
— восстановление нормальной работы предприятия и возврат прежней платежеспособности должника;
— удовлетворение реестровых (после снятия моратория) и текущих обязательств [29, c. 511-518].
Как правило, решение о введении внешнего управления принимается собранием кредиторов. Иногда данная процедура вводится по решению арбитражного суда (п. 1 ст. 171 Закона о банкротстве) [6].
Для данной процедуры свойственны некоторые присущие только ей признаки, а именно:
— реализация мер, направленных на то, чтобы восстановить платежеспособность предприятия, осуществляется не его органами, а специальным субъектом — внешним управляющим, кандидатуру которого назначает арбитражный суд. Внешний управляющий распоряжается имуществом должника согласно утвержденного плана внешнего управления, заключает мировые соглашения от имени предприятия, а также заявляет отказы от исполнения договорных обязательств;
— контролируют процедуру внешнего управления суд и кредиторы, которые утверждают соответствующий план, предусматривающий реально исполнимые меры по восстановлению платежеспособности, условия, порядок и расходы по его реализации, а также иные расходы предприятия;
— для внешнего управления свойственен активный характер, выражающийся в том, что внешним управляющим используются более активные экономические и гражданско-правовые меры, направленные на то, чтобы восстановить платежеспособность предприятия.
С момента введения внешнего управления происходит отмена всех арестов на имущество, кроме тех, которые наложены в связи со взысканием текущих платежей и истребованием имущества из чужого незаконного владения. Отличительной чертой данной процедуры является также введение моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, целью которого является то, чтобы исключить преимущественное удовлетворение требований кого-либо из кредиторов перед остальными, а также не допустить обращения взыскания на имущество предприятия на основании требований кредиторов, тем самым обеспечить его сохранность. Во время моратория прекращается также начисление штрафов, пеней и иных санкций.
В практике зачастую можно столкнуться с проблемой того, как разграничить платежи, возникшие до того, как внешнее управление было введено, и текущие платежи, т.е. платежи, возникшие после того, как внешнее управление уже было введено. Здесь на помощь приходит Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона о несостоятельность (банкротстве)» [9], в котором разъяснено, что к текущим платежам при внешнем управлении относятся денежные обязательства, которые возникли после того, как арбитражный суд принял заявление о признании должника банкротом. Те же платежи и обязательства, возникновение которых произошло после того, как дело о банкротстве было возбуждено, текущими не являются [12, c. 24-30].
Внешнему управляющему присущи специфичные права и обязанности. Так, как уже отмечалось выше, он вправе распоряжаться имуществом предприятия согласно утвержденного плана; заключать от имени предприятия мировые соглашения, заявлять отказ от исполнения договоров и сделок, подавать в арбитражный суд иски.
К обязанностям внешнего управляющего согласно ст. 99 Закона о банкротстве относятся следующие: разработать план внешнего управления, реализовать предусмотренные в нем мероприятия, после чего информировать об этом комитет кредиторов, представлять на собрание кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления [22, c. 31-35].
Интересно заметить, что разработанный план внешнего управления собрание кредиторов может отклонить. Признать недействительным данный план может также и арбитражный суд, указывая в обоснование принятого решения следующее: «представленный внешним управляющим план внешнего управления не отвечает требованиям статьи 106 Закона о банкротстве и не содержит ни реальных мер по восстановлению платежеспособности должника в конкретные сроки, ни экономически обоснованных механизмов реализации этих мер, а также нарушает права лиц, участвующих в деле о банкротстве» [10].
Вместе с тем, в плане внешнего управления могут быть предусмотрены также достаточно эффективные меры, которые реально будут способствовать тому, чтобы финансовое состояние предприятия-должника улучшилось. Такими мерами согласно ст. 114-115 Закона о банкротстве являются: принятие решения о размещении дополнительных обыкновенных акций должника и замещении его активов.
Планом внешнего управления может быть предусмотрена продажа части имущества должника (ст. 111 Закона о банкротстве), которая не должна привести к тому, чтобы хозяйственная деятельность должником не могла осуществляться [13, c. 18-24].
Относительно такой меры как замещение активов, следует сказать, что в ходе ее реализации платежеспособность должника восстанавливается благодаря тому, что на базе его имущества создается одно или несколько открытых акционерных обществ, реализующих акции. Принимает решение о замещении собрание или комитет кредиторов (в случае передачи последнему соответствующих полномочий).
Таким образом, правовое регулирование внешнего управления в целом ясно и недвусмысленно. Однако, нельзя не отметить и наличие в нем определенных пробелов и недостатков. К числу существенного недостатка, на наш взгляд, относится большой срок, на который может быть введено внешнее управление (18 мес.). С учетом временных затрат, а также необходимых сил и средств для проведения данной восстановительной процедуры, полагаем целесообразным его сократить, а также внести другие отдельные положения, которые будут направлены на то, чтобы эффективность данной процедуры была повышена.
Правовое регулирование внешнего управления как процедура банкротства
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.