Статья 75 ЗК РФ посвящена условиям дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения. Дисциплинарная ответственность, которую могут нести исключительно должностные лица, допустившие правонарушение или не препятствующие ему. Это могут быть, как умышленные деяния, связанные с преднамеренным завышением площади участка с целью увеличения суммы налога на землю, непреднамеренные ошибки в расчетах, выдача документов с ошибками. В этом случае должностным лицам грозит служебное взыскание, включая отстранение от занимаемой должности, налагается на виновника незаконного деяния также взыскание (штраф). Все меры воздействия в данном случае принимает руководство государственного органа, при этом вмешательство судебных инстанций полностью исключается.
Гражданско-правовая ответственность наступает в случае, если пострадавшему был нанесен материальный ущерб от действия правонарушителя. По общему правилу ч. 1 ст. 76 ЗК РФ, граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный в результате совершения нарушения, в полном объеме. В данном случае речь идет о применении норм исключительно имущественного (материального) характера. По этому поводу Конституционный Суд РФ в определении № 910-О от 26 апреля 2016 г. отметил, что на виновное лицо возлагается обязанность по сносу постройки, которая была им самовольно возведена.
Немаловажная роль в правовом регулировании градостроительной деятельности принадлежит подзаконным актам, которые издаются во исполнение и на основе законов. К числу подзаконных правовых актов можно относить постановления Правительства Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, приказы, распоряжения и инструкции различных министерств и ведомств. Подзаконные правовые акты могут быть не только федерального, но и регионального и местного значения. Как правило, региональные подзаконные акты издаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и направлены на реализацию федеральных подзаконных актов.
Акты органов местного самоуправления принимаются местными органами власти, в рамках представленных им полномочий, в частности, посредством таких актов органы местного самоуправления могут устанавливать особенности осуществления градостроительной деятельности, в части не противоречащей Градостроительному кодексу РФ.
В ч.ч. 2-4 ст. 3 Градостроительного кодекса РФ значится, что все принимаемые нормативные правовые акты не должны противоречить нормам Градостроительного кодекса России. Таким образом, для любого нормативного правового акта, затрагивающего градостроительную область, в этой сфере правоотношений обязателен приоритет Кодекса. Ввиду того, что Российская Федерация является федеративным государством, то законодательство о градостроительной деятельности включает в себя не только федеральные законы, но и законы субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации являются нормативными правовыми актами, принятыми законодательным (представительным) органом субъекта федерации. Такие законы имеют юридическую силу только в пределах территории определенной субъекта Российской Федерации, при этом они не противоречат нормам Конституции России и федеральному законодательству о градостроительстве.
Например, в г. Москве как городе федерального значения, столице Российской Федерации, в 2008 году был принят Градостроительный кодекс города Москвы. По общим направлениям градостроительства, названный правовой акт соответствует одноименному федеральному закону, однако, его действие распространяется исключительно на территории города. Подобный кодекс принят и на территории Санкт-Петербурга.
Определением Ленинградского областного суда от 30.10.2014 года № 33-5033/2014 удовлетворено требование о признании недействующим решения совета депутатов муниципального образования по поводу установления границ территориальной зоны. Суть спора заключалась в том, что совет депутатов муниципального образования принял решение об утверждении правил землепользования и застройки определенной территории. Собственники жилых домов обратились в суд с признанием документа недействующим в части установления границ территориальной зоны, поскольку, согласно генеральному плану муниципального образования данная территория отнесена к зоне застройки индивидуальными жилыми домами и рекреационной зоне. Акт совета депутатов относил спорную территорию к зоне застройки малоэтажными жилыми домами, что противоречит нормам Градостроительного кодекса РФ, и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, в настоящее время регулирование строительной деятельности осуществляется не только нормами Конституции России и Градостроительного кодекса России, федеральными законами и подзаконными нормативными актами. К федеральным нормативным правовым актам, кроме законов, относятся указы Президента России, постановления и распоряжения Правительства России, приказы и другие акты министерств и агентств. Существующий массив законодательства Российской Федерации о строительной деятельности можно признать достаточным и адекватным современным реалиям, учитывая, что законодатель регулярно вносит необходимые дополнения в содержание нормативных правовых актов в сфере строительства, дабы обеспечить полноценное правовое регулирование складывающихся в названной сфере отношений.
Правовое регулирование строительной сферы в г.москве
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.