Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме подчеркнул необходимость создания целого класса государственных менеджеров, что принять такие системные меры, которые смогут не только сдерживать рост коррупции, но и способствовать выходу малого бизнеса из тени. В этом случае доля малого бизнеса в ВВП России может достигнуть 40 – 50 %, против нынешних 19 %.
В России под коррупцией в основном понимается взяточничество. В то же время, коррупция как социальное событие, это сложное образование, а ее следствие крайне негативно сказывается на самых различных сферах.
Законодатель закрепил обязанность служащего предоставлять декларации о доходах, но до сих пор не продуман механизм проверки этих деклараций.
В качестве меры, противодействующей коррупции в системе государственной службы, в Российском законодательством предусмотрена процедура предоставления сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера на себя, супруга и несовершеннолетних детей (ст. 8 ФЗ № 274 «О противодействии коррупции»). Российское законодательство к кругу родственников относит только супруга или супругу и несовершеннолетних детей, создавая тем самым значительные коррупционные ниши для действий недобросовестных чиновников, желающих скрыть свои доходы. В проекте закона о противодействии коррупции круг родственников был более широк и согласован с законом о «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, статьей 15 «Основные обязанности гражданского служащего», в соответствии с которым в число родственников включены родители служащего, родители супруга или супруги и дети.
При этом непредставление сведений о доходах государственного служащего на себя супруга или супруги является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную службу или расторжения трудового договора (ст. 8 ФЗ № 274 «О противодействии коррупции»). В то же время Прокуратура, делая замечания государственным служащим по полноте и достоверности предоставляемых сведений, в качестве решения предлагает, привлечь служащих к дисциплинарной ответственности. Фактов отстранения от должности, расторжения трудового договора в результате проверки деклараций выявлено не было. В то же время, очевидно, что не должно являться основанием для дисциплинарных мер по отношению к невиновному служащему, то объективное вменение, что противоречит принципу виновности.
Законодательство, формально, содержит в своем составе необходимые инструменты для отслеживания доходов государственных и муниципальных служащих с целью преодоления коррупционных явлений. При этом регулярно выявляются факты нарушения законодательства, дача взяток и другие проявления коррупции, нарушающие закон. Тем не менее, для государственных и муниципальных служащих остается возможность обхода законодательства и реализации коррупционных схем. Российское законодательство предусматривает меры по борьбе с коррупцией, но вновь возникают проблемы по их выявлению. В России недостаточная регламентация деятельности и непрозрачность процедур является основой для возникновения коррупционных проявлений.
На сегодняшний день происходит реформирование не только государственной службы, но и службы в органах местного самоуправления. Это обусловливается слабым кадровым потенциалом, несоответствием профессионального уровня служащих современным потребностям управления, несоответствием статуса муниципальных служащих уровню их ответственности, слабой прозрачностью деятельности и неэффективностью предотвращения коррупционных проявлений.
Противодействие возникновению коррупционных проявлений требует комплексного подхода, на основе соответствующего детального анализа порядка прохождения публичной службы и повышения квалификации служащих.
Важным фактором, влияющим на снижение уровня коррупции, является повышение «прозрачности» в области оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам. Этого можно добиться в рамках внедрения проекта «электронного правительства», который подразумевает под собой не только создание единого электронного источника информации о деятельности и услугах государственных служб (чем повышает эффективность взаимодействия их с гражданами, способствует активизации их деятельности в принятии решений), но и обеспечивает необходимую информационную «открытость».
Стоит отметить, что «открытость» ряда процедур, выполняемых государственными служащими, также значительно облегчает процесс оценки их работы, что является позитивным воздействием на эффективность государственного аппарата в целом. Реализация проекта «электронного правительства» в силах трансформировать формат взаимодействия потребителей государственных услуг и лиц их оказывающих, через действие «единого электронного окна», которое сделает услугу деперсонифицированной, т.е. личный контакт государственного служащего и заявителя будет минимален. Помимо этого, единая электронная система, которая будет обеспечивать взаимосвязь государственных служб страны, позитивно скажется на скорости оказания услуги, т.к. ответ на запрос будет формироваться в полуавтоматическом режиме с доступом к необходимым базам данных. Безусловно, данный вопрос является комплексным, что обуславливает необходимость детальной разработки законодательных актов для обеспечения правового регулирования процесса реализации проекта. Быстрые темпы развития информационно-коммуникационных технологий подталкивают к ускорению данного процесса, ввиду чего правильным видится анализ и адаптация опыта государств, где процесс внедрения проекта «электронного правительства» уже имеет положительные результаты.
Таким образом, проблемой эффективности антикоррупционных мер является реализация принятых законодательных актов и управленческих решений. На государственном уровне и в российском обществе отсутствует антикоррупционный стандарт. Мониторинг, оценка, эффективности работы государственных и муниципальных служащих позволит эффективно осуществлять деятельность с соблюдением антикоррупционных стандартов.
Правовое регулирование противодействия коррупции на уровне местного самоуправления
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.