Стадия урегулирования и разрешения разногласий (споров) относительно содержания первичных документов коммерческого корпоративного юридического лица (факультативная стадия). К таким документам могут быть отнесены решения об учреждении, устава, учредительного договора и т.п. Возможен как судебный, так и не судебный порядок разрешения разногласий (споров).
Стадия внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. По сути, данная стадия представляет собой административную процедуру, урегулированную нормами административного законодательства. Данная стадия, как представляется, имеет несколько возможных «подстадий», заключающихся в административном или судебном обжаловании действий государственных органов.
Применительно к данной стадии отметим, что в 2014 года законодателем были внесены изменения в ст. 51 ГК РФ, регулирующую вопросы государственной регистрации юридических лиц. В частности были чётко обозначены и введены в действие два принципа: принцип достоверности данных государственного реестра и принцип добросовестности действий участника гражданских правоотношений добросовестно, полагающегося на данные единого государственного реестра юридических лиц (ч. 2 ст. 51 ГК РФ).
Как указывается по этому поводу в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25, «презюмируется, что лицо, полагающееся на данные ЕГРЮЛ, не знало и не должно было знать о недостоверности таких данных».
Так же, в абз. 2 ч. 2 ст. 51 ГК РФ указывается, что юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
Правовой гарантией прав создателей юридического лица на принятие законного решения о внесении соответствующих сведений в государственный реестр является ч. 5 ст. 51 ГК РФ, в которой устанавливается, что отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц, которое может быть оспорено в суде.
Конечным итогом обозначенного процесса является принятие окончательного решения о создании (а фактически, о регистрации) или об отказе в создании (регистрации) коммерческой корпоративной организации.
Далее, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о создании (регистрации) коммерческих корпоративных организаций в Германии. В первую очередь, отметим, что к числу коммерческий корпоративных организаций, которые подлежат государственной регистрации в обязательном порядке, относятся GmbH (GesellschaftmitbeschrankterHaftung) — аналог общества с ограниченной ответственностью по отечественному законодательству и AG (Aktiengesellschaft) — аналог акционерного общества.
Создание и регистрации коммерческой корпоративной организации в Германии осуществляется в три обязательных этапа:
1) составление устава;
2) подписка на первоначальные денежные взносы;
3) регистрация в местном реестре (реестр ведется местным судом, обычно регистрация происходит там, где находится домициль компании — место нахождения центрального офиса или основного места ведения бизнеса).
За небольшим исключением стадийный процесс создания юридического лица в Германии аналогичен отечественному порядку. В частности, стадия составления устава аналогична стадии учреждения юридического лица (принимается устав будущего общества, принимается решение о создании юридического лица). Впоследствии по российскому законодательству осуществляется формирование уставного фонда, однако данная процедура не выделена в отдельную стадию. В свою очередь, по немецкому законодательству, внесение первоначальных денежных взносов отнесено к отдельной стадии в Германии, без которой невозможна окончательная регистрация.
Отметим, что коммерческая корпоративная организация будет считаться только тогда созданной, когда местный суд примет соответствующее решение и внесёт юридическое лицо в реестр. Вместе с тем, «отличительной особенностью регистрации юридического лица является требование обязательной регистрации в торговом реестре.
Торговый реестр (Handelsregister) — это официальный перечень всех предпринимателей, зарегистрировавших свою деятельность в соответствующем судебном округе. В торговом реестре содержатся сведения о названии фирмы, юридический адрес, информация о лицах, наделённых правом представительства и об ответственности участников, организационно-правовая форма и в установленных законом случаях размер уставного капитала. Предприниматели обязаны вносить в торговый реестр и все значимые изменения, связанные с существованием и деятельностью компании. Содержание торгового реестра открыто для любого заинтересованного лица и публикуется в печатных изданиях, перечень которых определяется судом, ведущим реестр.
Как представляется, для устранения возможных теоретических противоречий и проблем в понимании содержания и значения норм, регулирующих процесс создания юридического лица в Российской Федерации, необходимо внести ряд изменений в ГК РФ, а именно, дополнить статьёй 49.1 «Создание юридического лица» следующего содержания:
Создание юридического лица заключается в его учреждении и включении данных о нём в государственный реестр юридических лиц.
Юридическое лицо считается учреждённым с момента принятия в установленном порядке и по установленной действующим законодательством форме решения учредителей (учредителя) о его учреждении или совершение иного, предусмотренного действующим законодательством в целях создания юридического лица, юридически значимого акта (действия).
Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.
Позитивный эффект от внесения предлагаемых изменений будет заключаться в том, что на законодательном уровне окончательно будет решён вопрос о моменте создания юридического лица, утверждены основные обязательные стадии такого процесса, что позволит установить её временные и фактические рамки, устранит неопределённость в понимании юридического значения (правовых последствий) принятия решения об учреждении юридического лица. Так же, принятие предлагаемых изменений позволит согласовать момент возникновения общей правоспособности юридического лица с моментом его создания.
Правовое регулирование отношений по учреждению юридических лиц
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.