Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Правовое регулирование охраны труда в Российской Федерации

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
    • 1.1 Понятие и значение охраны труда
    • 1.2 Нормативно-правовое регулирование охраны труда
  • ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА
    • 2.1 Требования и организация охраны труда
    • 2.2 Обеспечение прав работников на охрану труда
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ введенной в действие с 1 февраля 2002 г. Трудовой кодекс РФ к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений относит обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска [1].

На современном этапе развития общества перед государством стоит задача повышения благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны. Решение этой задачи под силу только людям, профессиональный уровень которых отвечает современным квалификационным требованиям, а совокупность их физических, умственных и эмоциональных возможностей позволяет им выполнять работу определенного объема и качества в течение установленной продолжительности рабочего времени без ущерба своему здоровью, т.е. при осуществлении надежной охраны их труда. Возникла необходимость в новых подходах к формированию человеческого капитала, в том числе необходимость в совершенствовании правового механизма охраны здоровья работающего населения, с учетом перспектив развития общества.

Цель данной работы – рассмотреть положения охраны труда на предприятиях и выявить, как обеспечиваются права работников на охрану труда. В соответствии с этим были поставлены следующие задачи: определить основные направления государственной политики в области охраны труда, требования охраны труда, организации труда.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1 Понятие и значение охраны труда

Решение конкретных проблем улучшения условий труда и охраны здоровья работающего населения достигается в процессе осуществления государством таких важнейших функций, как формирование государственной политики в области охраны труда; государственное управление охраной труда; создание нормативно-правовой базы, в том числе государственных нормативных требований охраны труда, направленных на охрану труда работников; обеспечение реализации этих актов; государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями требований охраны труда.

В ч. 1 ст. 209 ТК РФ охрана труда определена как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Перечисленные мероприятия призваны оградить работников в процессе трудовой деятельности от воздействия вредных производственных факторов и опасных производственных факторов. Под вредным производственным фактором понимается воздействие на работника условий труда, которое может привести к его профессиональному заболеванию. Опасным производственным фактором является воздействие на работника условий труда, которое может привести к травме [6, с.256].

Государственная деятельность в сфере охраны труда, которая призвана создать систему мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, должна протекать по следующим направлениям:

1) обеспечения приоритетного сохранения жизни и здоровья работников;

2) принятия и реализации нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов об охране труда, а также федеральных, региональных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

3) профилактики несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

4) государственного управления охраной труда;

5) государственного надзора за соблюдением требований охраны труда;

6) государственной экспертизы условий труда;

7) расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

8) защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основании обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) установления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

10) координации деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

11) распространения передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

12) участия государства в финансировании мероприятий по охране труда;

13) подготовки и повышения квалификации специалистов по охране труда;

14) организации государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, об их материальных последствиях;

15) обеспечения функционирования единой информационной системы, охраны труда;

16) международного сотрудничества в области охраны труда;

17) проведения эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение новой техники и технологий, обеспечивающих безопасность труда, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

18) установления порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателей.

Перечисленные направления государственной деятельности в сфере труда обеспечиваются путем принятия нормативных правовых актов органами государственной власти Российской Федерации и её субъектов, органами местного самоуправления, а также заключения соглашений и коллективных договоров. Реализация этих нормативных правовых актов происходит в конкретных организациях и работодателями – физическими лицами. Контроль за соблюдением содержащихся в указанных актах положений должны осуществлять государственные органы, органы местного самоуправления и представители работников в лице профессиональных союзов в пределах имеющихся у них полномочий [2].

1.2 Нормативно-правовое регулирование охраны труда

Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из ТК РФ, других федеральных законов, содержащих нормы по охране труда в различных отраслях производства, таких, например, как Федеральный закон от 21 июля 1997 года №116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, Федеральный закон от 9 января 1996 года №3-ФЗ “О радиационной безопасности населения”, Федеральный закон от 7 ноября 2000 года №136-ФЗ “О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием”; Федеральный закон от 8 апреля 2000 года №50-ФЗ “О ратификации Конвенции 1986 г. об охране труда при использовании асбеста”, Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, Федеральный закон от 20 июня 1996 года №81-ФЗ “О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности”, а также законов и иных нормативных правовых актов, принятых субъектами Российской Федерации [5, с.47].

Такие нормативные акты позволяют учесть специфику условий труда отдельных категорий работников в различных отраслях производства и соответственным образом обеспечить охрану их труда.

Некоторые Федеральные законы, регулирующие социально-экономические отношения, затрагивают вопросы, связанные с охраной труда, такие как:

– Федеральный закон от 1 мая 1999 года №92-ФЗ “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”;

– Федеральный закон от 12 января 1996 года №10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”.

Законы и иные нормативные акты по охране труда, принятые субъектами Российской Федерации, не должны противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по совместным предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Действие законодательства о труде и об охране труда распространяется согласно статье 11 ТК РФ на:

– трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения;

– другие отношения, связанные с применением личного труда, если это предусмотрено ТК РФ либо иным федеральным законом;

– работодателей (физических и юридических лиц), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

– трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных либо учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если другое не предусмотрено международным договором Российской Федерации [2].

правовой нормативный охрана труд

2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА

2.1 Требования и организация охраны труда

Согласно части 1 статьи 219 ТК РФ каждый работник имеет право на:

– рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

Согласно статье 379 ТК РФ в целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя или иного представителя работодателя в письменной форме, имеет право отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от исполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

На время приостановления работы не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок, иные права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права;

– обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с Законом №125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являясь видом социального страхования, в статье 1 предусматривает:

“обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию”.

Перевозка работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям, в лечебные учреждения или к месту жительства производится транспортными средствами организации либо за ее счет. Все организации вне зависимости от форм собственности обязаны страховать своих работников;

– обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

– получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям по охране труда. Наличие вредных и (или) опасных условий труда обязательно должно быть указано в договоре.

– отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности [8, с.86].

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения этой опасности.

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности [9, с.212].

В случае если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с действующим законодательством;

– обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя.

В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя.

Порядок обучения безопасным методам и приёмам труда регламентируется Постановлением Минтруда Российской Федерации №1 и Министерства образования Российской Федерации №29 от 13 января 2003 года “Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций” и приложением к нему, которое так и называется “Порядок обучения по охране труда проверки знаний требований охраны труда работников организаций”, и статьей 225 ТК РФ [4].

Этот нормативный акт разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников.

2.2 Обеспечение прав работников на охрану труда

В целях обеспечения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 50 работников создается служба по охране труда или вводится должность специалиста по охране труда. Данную должность должны замещать лица, имеющие соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Таким образом, из содержания ч. 1 ст. 217 ТК РФ можно выделить два юридически значимых обстоятельства, возникновение которых влечёт обязанность по созданию службы охраны труда либо по введению должности специалиста по охране труда. Во-первых, таким обстоятельством является осуществление в организации производственной деятельности, то есть деятельности, в результате которой производится соответствующий продукт. На другие организации, например, оказывающие услуги населению, рассматриваемое правило не распространяется. Во-вторых, обстоятельством, возникновение которого служит основанием для создания службы охраны труда или введения должности специалиста по охране труда, является наличие в организации производственной сферы 51 или более работника. В данном случае учитываются лица, которые состоят с организацией в трудовых отношениях [10, с.44].

Структура службы охраны труда в организации или численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций Минтруда РФ. Однако данные рекомендации не являются для работодателя обязательными. Поэтому выполнением требований законодательства следует признать создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда при доказанности названных юридически значимых обстоятельств.

Служба охраны труда в организации создается для обеспечения соблюдения требований охраны труда. Работники данной службы должны проводить мероприятия, направленные на охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, в частности по надлежащему использованию средств индивидуальной и коллективной защиты, безопасных методов и приемов, а также других мероприятий, предусмотренных законодательством и локальными актами организации. Служба охраны труда может заявить о нарушении требований по охране труда в государственную инспекцию труда. Подобное сообщение должно быть рассмотрено в установленные законодательством сроки. Однако служба по охране труда не может самостоятельно обратиться в судебные органы с заявлением об устранении нарушений прав работников на охрану труда.

Служба по охране труда в ст. 22 ГПК РФ не отнесена к числу субъектов, обладающих правом на обращение за судебной защитой. В связи с чем работники службы по охране труда могут обратиться в суд только при наличии доверенности от работодателя или работника, в которой указано полномочие на возможность защиты в судебном порядка прав в области охраны труда. Служба по охране труда может довести информацию о нарушении трудовых прав работников в сфере охраны труда до профсоюзов, которые обладают полномочиями по защите прав и интересов своих членов, в том числе и в судебном порядке. Аналогичными полномочиями обладает и специалист по охране труда в организации, который не может обращаться в судебные органы с заявлением в защиту прав других лиц, то есть работников. Однако документы, подготовленные службой охраны труда, специалистом по охране труда должны получить оценку в качестве доказательств, в том числе и при рассмотрении заявлений о нарушении прав в области охраны труда в судебном порядке [3].

В организациях по инициативе работодателя и по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты по охране труда. В их состав входят в равном количестве представители работодателя и работников. Типовое положение о комитете по охране труда утверждено Минтрудом РФ. В соответствии с ч.2 ст.218 ТК РФ комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах таких проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда. Таким образом, создание комитета (комиссии) по охране труда в организации является правом полномочных представителей работодателя и работников.

Представители работников и работодателя определяют и полномочия комитета (комиссии) по охране труда в организации. Поэтому в ч. 2 ст. 218 ТК РФ компетенция комитета по охране труда не определена исчерпывающим образом. В комитет по охране труда в организации могут входить работники службы по охране труда либо специалист по охране труда. Комитет (комиссия) по охране труда может быть создан как в организациях, в которых имеется служба охраны труда либо специалист по охране труда, так и в организациях, в которых они отсутствуют.

Полномочные представители работодателя обязаны создавать условия для работы комитета (комиссии) по охране труда, в частности, не препятствовать проведению его членами проверок по соблюдению правил по технике безопасности и производственной санитарии на рабочих местах. Комитет (комиссия) по охране труда также не может самостоятельно заявлять требования по устранению нарушений в сфере охраны труда в судебном порядке. Однако он вправе сообщать сведения о подобных нарушениях в органы государственной инспекции труда. Кроме того, члены комитета по охране труда являются представителями работодателя и работников. В связи с чем они могут получить полномочия по защите прав и законных интересов в суде соответственно от работодателя либо от органа, представляющего работников [7, с. 34].

Службы по охране труда, специалист по охране труда, комитет по охране труда могут участвовать в подготовке локальных нормативных правовых актов, например, осуществлять сбор предложений по формированию раздела коллективного договора по охране труда, готовить проекты других актов в области охраны труда. Заключение перечисленных органов и лиц может стать одним из доказательств при рассмотрении заявлений о признании недействующим локального нормативного акта в области охраны труда в суде и правовой инспекции труда.

Службы по охране труда, специалист по охране труда, комитет по охране труда могут принимать участие в применении нормативных правовых актов по охране труда. В частности, они могут вносить работодателю предложения по содержанию правоприменительных актов, издаваемых его полномочными представителями. Принятые ими документы являются допустимым доказательством при разрешении заявлений по применению норм по охране труда государственной инспекцией труда и судом.

Работодатель, работники могут наделить службы по охране труда, специалиста по охране труда, комитеты по охране труда и другими полномочиями с целью создания более благоприятных по сравнению с законодательством условий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Однако указанные органы и лица не могут ограничивать права и свободы работников, гарантированные законодательством. Таким образом, цель их деятельности заключается в создании условий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как правовой институт охрана труда включает в себя нормы, устанавливающие права и обязанности работников и работодателей по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их с помощью правил и инструкций по охране труда; специальные нормы о компенсациях для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях; нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних работников, лиц с пониженной трудоспособностью; нормы, регулирующие организацию работы по охране труда; правила расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Охрана труда имеет социальное, экономическое и правовое значения. Социальное значение охраны труда состоит в том, что охрана труда способствует укреплению (сохранению) здоровья работников от вредных и опасных производственных факторов. Экономическое значение охраны труда реализуется в росте производительности труда, подъеме экономики, увеличении производства. Правовое значение охраны труда состоит в правовом регулировании работы по способностям с учетом тяжестей условий труда, физиологических особенностей женского организма, организма подростков и трудоспособности инвалидов. Кроме того, вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива (соответствующего профсоюзного органа) с работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном уровнях.

В правовом регулировании охраны труда широко сочетаются централизованные нормы трудового законодательства, которые устанавливают минимум правовых мер по охране труда, с договорным методом, повышающим, конкретизирующим этот минимум на основании соглашений, коллективных договоров, а также трудовых договоров.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 30.12.2008 г.) // Российская газета от 25.12.1993 г.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ (в ред. от 31.12.2008 г.) // СЗ РФ, 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 3.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №138-ФЗ (в ред. от 05.04.2009г.) // СЗ РФ, 18.11.2002, №46, ст. 4532.

4. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года №1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» // “Российская газета”, №35, 22.02.2003.

5. Беймлер П.Ю. Охрана труда в конституционном праве // Юридические науки. №4 (26), 2007 г., с.47.

6. Власов В.И., Крапивин О.М. Охрана труда: вопросы правового регулирования. – М.: Ось-89, 2006 г., с.304.

7. Емельянова Н.В. Актуальные вопросы правового регулирования охраны труда // Спорт: экономика, право, управление. №1, 2007 г., с.39.

8. Жданкин Н.А. Охрана труда как важнейший элемент конкурентоспособности предприятия // Трудовое право. №2, 2006 г. с.103.

9. Красных Г.И. Охрана труда в Российской Федерации: понятие, основные признаки и содержание // Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия. Сборник статей. – М.: Изд-во Статут, 2008 г., с.252.

10. Храменок А.Г. Новые требования к организации охраны труда // Трудовые споры. №1, 2007 г., с.44.

Данила Тетерин
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜