Основанием применения административного принуждения является как совершение административного правонарушения, так и наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой. Это является одним из главных отличий оснований административного принуждения от оснований иных видов государственного принуждения (например, уголовного, в качестве которого может выступать только совершение преступления).
1.2. Понятие и общая характеристика мер административного принуждения
Существуют различные взгляды на классификацию мер административного принуждения.
Традиционно выделяют три группы таких мер: меры предупреждения, меры пресечения и меры ответственности.
В. Д. Осинцев предлагает выделять меры выявления угроз безопасности, меры административно-правового пресечения, меры административно-правового восстановления, меры административной ответственности и меры административно-правового сдерживания.
Многие авторы в качестве самостоятельной группы мер административного принуждения выделяют административно-обеспечительные (процессуальные) меры, представляющие собой систему принудительных мер, используемых для сбора и закрепления доказательств, выполнения необходимых действий по делу об административном правонарушении, исполнения принятых решений. Эти меры направлены на устранение препятствий на пути к наиболее полному, всестороннему и объективному разрешению дел, в связи с чем можно говорить о тесной взаимосвязи этих мер с реализацией мер административной ответственности.
Административно-предупредительные меры имеют своей целью предупреждение возможных правонарушений и предотвращение вредных последствий нарушения установленного порядка. Основанием для применения этих мер является существование потенциальной угрозы охраняемым интересам личности, общества и государства. Эти меры выражаются в ограничениях и запретах, применяемых должностными лицами государственных органов, и включают в себя, например, введение карантина, таможенный досмотр, проверку документов, госпитализацию инфекционных больных, закрытие участков границы.
Меры административного пресечения направлены на прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий. Основанием их применения является сам факт совершения правонарушения, причем оно не обязательно должно быть оконченным. Эти меры выражаются в определенных ограничениях и запретах, конкретных действиях должностных лиц. К таким мерам относятся, например, требование прекратить противоправное деяние, применение и использование оружия и физической силы.
Меры административной ответственности имеют целью наказание правонарушителя и профилактику правонарушений. Основанием применения является совершенное правонарушение, выражаются эти меры в наложении наказания. Виды административных наказаний перечислены в ст. 3.2 КоАП РФ и включают в себя: предупреждение; административный штраф; конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификацию, административное приостановление деятельности; обязательные работы; административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит нормы, регулирующие применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (глава 27). В соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ к таким мерам относятся: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный запрет деятельности; залог за арестованное судно; помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ в форме принудительного выдворения за пределы РФ, в специальные учреждения.
Все эти меры можно подразделить на две группы в зависимости от цели их применения. В первую группу включаются меры, направленные на обеспечение условий для эффективного осуществления производства по делам об административных правонарушениях, получение доказательств и исполнение постановления по делу об административном правонарушении. К ним относятся такие меры, как досмотр, освидетельствование, привод, залог.
Вторую группу мер входят меры, которые кроме цели обеспечения производства направлены и на пресечение правонарушения. К таким мерам относятся доставление, административное задержание, временный запрет деятельности.