Последний из названных признаков в научной литературе именуется коммерческой ценностью. Исходя из содержания п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне» коммерческая ценность может быть действительной или потенциальной. Такая формулировка обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики определить анализируемое понятие в нормативном порядке не представляется возможным.
Такая характеристика информации как конфиденциальность раскрывается в Федеральном законе от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 этого Закона «конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя».
Таким образом, для того, чтобы какая-либо информация получила статус коммерческой тайны уполномоченным лицом должны быть предприняты меры, направленные на установление режима коммерческой тайны. К числу таких мер, В. Смирнова, в частности относит:
«определение перечня информации, составляющего коммерческую тайну;
ограничение доступа к такому виду информации, способом утверждения индивидуального порядка ее использования, а также установление контроля за соблюдением данного режима;
ведение журнала лиц, которыми был получен доступ к конфиденциальной информации;
определение важности коммерческой информации для предприятия;
обязательное подписание соглашения о неразглашении коммерческой информации при приеме сотрудника в штат организации;
все материальные носители информации в обязательном порядке помечаются грифом «Коммерческая тайна» с указанием владельца данного вида информации».
Очевидно, что такая позиция ученого следует, прежде всего, из содержания ст. 10 Федерального закона «О коммерческой тайне».
При этом следует иметь в виду, что в отношении некоторых видов информации не может быть установлен режим коммерческой тайны. Соответствующий перечень определен в ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» и Постановлении Правительства РСФСР от 05.12.1991 №35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну». Указанные перечни состоят из сведений, которые физические лица и юридические лица всех форм собственности обязаны предоставлять органам государственной исполнительной власти, контролирующим и правоохранительным органам, другим юридическим лицам по их требованию, в соответствии с действующим законодательством и по определенной процедуре. Также, согласно п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» режим коммерческой тайны не устанавливается в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Таким образом, можно говорить о рассосредоточенности в законодательстве положений об исключении сведений из числа составляющих коммерческую тайну. Следовательно, существуют необходимость в формулировании четкого и полного перечня сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, в ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне».
Из п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне» следует, что в состав коммерческой тайны могут входить сведения производственного, технического, экономического, организационного и другого характера.
К числу производственной и технической информации, составляющей коммерческую тайну, могут быть незапатентованные научно-технические разработки, базы данных и другие компьютерные программы, созданные предприятием, все виды «ноу-хау», технические проекты, промышленные образцы, незапатентованные товарные знаки и тому подобное. Следует иметь в виду, что объекты интеллектуальной собственности, по которым получены патенты или авторские свидетельства, в состав коммерческой тайны включать нет необходимости, так как подобные объекты охраняются соответствующим законодательством. Кроме вышеназванной информации коммерческую тайну могут составлять сведения об условиях контрактов, данные о поставщиках и покупателях, информация о переговорах (деловая информация), маркетинговые исследования, данные о расчете отпускных цен, размеры скидок (финансовая информация) и тому подобное.
Таким образом, в результате проведенного анализа пришли к следующим выводам:
определено, что информация для признания ее коммерческой тайной должна соответствовать двум признакам: носить конфиденциальный характер, иметь коммерческую ценность;
обоснована необходимость формулирования четкого и полного перечня сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, в ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне». Такой перечень должен быть сформирован с учетом положений Постановления Правительства РСФСР от 05.12.1991 №35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Правовое регулирование коммерческой тайны
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.