Таким образом, можно выделить три этапа развития (становления) института Счетной Палаты в России: дореволюционный период, в котором были заложены основы существования деятельности Счетной палаты; период проведения реформ, связанный с развитием и становлением Счетной палаты, укреплением сущности ее деятельности; законодательное закрепление, в котором нашли отражение ныне действующие законы и акты.
1.2. Конституционно-правовой статус Счетной палаты РФ
Счетная палата РФ как главный орган внешнего законодательного контроля (аудита) обладает рядом особенностей конституционно-правового статуса, вытекающих из финансово-правовых актов, которые регулируют деятельность самой Счетной палаты.
Кто-то выделяет палату как самостоятельный по своей сути, обоснованно независимый и обособленный от всех ветвей специально созданный орган власти, кто-то относит к законодательной власти или рассматривает палату как орган парламентского контроля, многие придерживаются мнения, что Счетную палату можно выделить как отдельную ветвь власти, осуществляющую контрольные функции.
Например, А.Б. Агапов полагает, что Счетная палата — это публичный государственный орган, особенность и отличительность организации которого обосновывают и объясняют специфику его правового статуса, самой процедуры создания состава палаты, ее неподчиненности, как таковой, никому и подотчетности только лишь Парламенту РФ.
В то же время палата обладает и административно-властными полномочиями, что приближает ее к исполнительным органам власти С.М. Шахрай аргументирует свою точку зрения тем, что Счетная палата является на данный момент независимым с особым статусом органом власти и не входит в состав существующих ветвей государственной власти.
Аргументация основывается и базируется на присущих палате полномочиях в такой области, как контроль бюджета, и на том, что ее деятельность законно не может быть приостановлена в случае роспуска Государственной думы или без внесения соответствующих изменений в положения Конституции РФ.
К ветви судебной власти приравнивает Счетную палату Н.Д. Погосян. Автор считает, что статус данного государственного органа должны дополнить еще и бессрочность полномочий всех 12 аудиторов, правомочие на конкретное вынесение собственных решений, которым непременно будет сопутствовать юридическая ответственность без исключений, а также Счетная палата должна и правомочна самостоятельно определять ту меру и ту форму наказания, которую будет применять к контролируемым ею лицам.
Некоторые ученые придерживаются такого мнения, что принцип разделения давно устарел, и полностью отделяют Счетную палату от других ветвей власти. Кто-то вообще сравнивает палату с положением Президента Российской Федерации. 10
Рассмотрение принципов, на наш взгляд, является начальным и первостепенным этапом при исследовании и изучении статуса Счетной палаты. Законом федерального уровня «О Счетной палате Российской Федерации»2 установлено, что внешний государственный аудит, т.е. контроль, обязательно должен осуществлять свою постоянную правовую деятельность на основе и с использованием принципов эффективности применения средств, законности деятельности, независимости правовых действий, объективности и обоснованности, гласности отчетов и, конечно же, открытости.
Должное внимание стоит уделить такому принципу, как независимость, который содержится как в действующем на данный период времени законе, так и в законе от 1995 г. Этот принцип означает, что в соответствии с надлежащим регламентом служащие палаты на правовой основе не зависимы от самих контролируемых ими объектов, т.е. каких бы то ни было органов, в том числе должностных лиц. 11
В самом процессе проведения любых экспертно-аналитических или же контрольных мероприятий сотрудники, в свою очередь, должны законодательно опираться на соответствующие положения Конституции Российской Федерации, а также руководствоваться надлежащими и соответствующими международными договорами РФ, конкретно федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами.
Действующая Конституция Российской Федерации содержит в себе такие статьи, которые определяют деятельность палаты: ст. 101, где в ч. 5 говорится, что для проведения аудита за надлежащим исполнением бюджета федерального уровня создается специальная Счетная палата, образуемая верхней и нижней палатой Федерального Собрания; ст. 102 и 103 Конституции Российской Федерации уточняют распределение конкретных полномочий между верхней палатой и нижней палатой Парламента РФ в отношении Счетной палаты.
В результате проведенного анализа нормативных актов мы пришли к выводу, что Конституция конкретно не уточняет независимость самой Счетной палаты РФ, в том числе независимость и состав ее членов. И только п. 2 ст. 2 закона «О Счетной палате РФ»2 дает соответствующую отсылку к тому факту, что в рамках законодательно определенных выполняемых задач Счетная палата все же в какой-то степени наделена организационной обособленностью, функциональной и финансовой независимостью и самостоятельностью собственных действий.