В различных государствах в правотворческой деятельности есть как общее, так и особенное. Говоря об общности правотворческой деятельности различных государств, следует обратить внимание прежде всего па общность ее целей, заключающихся в стремлении законодателя каждой страны создать на своей территории единую и эффективную систему права.
Особенно это проявляется, в частности, в наличии у стран своих видов правотворческой деятельности, в существовании различной процедуры принятия и вступления в силу пормативно-правовых актов и т. д.
Так, в Великобритании правотворческая деятельность осуществляется в таких ее формах, как:
законодательная деятельность парламента, принимающего законы (статуты);
правотворческая деятельность судебных органов, создающих прецеденты (судебная практика);
правотворческая деятельность центральных органов государственного управления и местных органов государственной власти (самоуправления), издающих свои собственные нормативно-правовые акты и имеющих дело с правовыми обычаями.
В странах романо-германской правовой семьи правотворческая деятельность осуществляется иначе. Имеются свои особенности и у других правовых систем.
В зависимости от значимости правотворчество делится на:
законотворчество (правотворчество высших представительных органов – парламентов, в ходе которых издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принятые в сложной процедуре);
делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, в первую очередь правительства, осуществляемая от имени парламента, по принятию для скорейшего решения некоторых проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);
подзаконное правотворчество (здесь правовые нормы принимаются структурами, не связанными с высшими представительными органами – президентом, правительством, министерствами, департаментами, государственными комитетами, органами местного самоуправления, губернаторами, главами администраций, главами предприятий). Не все правовые нормы должны быть приняты на уровне законотворчества. Существует целый ряд ситуаций, когда целесообразнее принимать правовые нормы на уровне подзаконных актов, нормативных соглашений и в других формах. Помимо прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей эффективностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетенцией конкретных организаций, реализующих его. В то же время подчиненное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их объемностью.
Кроме всего прочего подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.
Своеобразие правотворчества субъектов Российской Федерации. Конституция РФ в соответствии с ч. 4 ст. 76 представляет субъектам Федерации право вне пределов ведения РФ, совместного ведения Федерации и ее субъектов осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов. Такое регулирование может быть осуществлено в сфере принятия и изменения конституций республик (уставов краев и областей), территориального устройства субъектов Федерации, государственной (на уровне субъектов РФ) и муниципальной службы, бюджета, налогов и сборов субъектов РФ.
Правотворчество понятие и виды
- 2020-05-06
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.