Так, основой исторической школы права становится представление о народном духе, общем сознании, которое является источником права определенной страны и существует от начала мира как один из связей, соединяющий и сочетающий земные отношения людей. Как отмечал представитель этой школы Г. Пухта, правом является общая воля всех членов правового общества, которые соединены общим юридическим сознанием, как общим языком, общей религией в один союз, основанный на телесном и духовном родстве. Фундаментом права выступает свобода, вследствие которой человек становится субъектом права. При этом содержание человеческой свободы определяется существованием божественной воли, поскольку отношение человеческой свободы к бесконечной свободе Всемогущего Бога придает первой смысл. На этом примере нетрудно увидеть фактически религиозный, почти иррациональный характер источника обоснования права — народного духа. Как писал Л. Й. Петражицкий, понятие общей воли или духа в исторической школе права имеет «особый мистический характер чего-то отличного от воли духа индивидов, составляющих определенный народ». А сама схема правопонимания в схоластическом духе в конце концов замыкается на категории Бога, выступающего базисом существования права в жизни человека.
Сравнивая природу мусульманского права с правовыми системами западной традиции права (романо-германской, англо-американской) и смешанными (скандинавской и латиноамериканской), выясняется, что в этих правовых системах право творится как идея разума, воплощенная в правовых нормах; как система норм, которая исходит от законодателя; как определенная правовая реальность, которая творится судебными органами в форме правового прецедента. То есть, это право основано прежде всего на «рацио»; все полезное для общества и личности с соблюдением определенных процедурных моментов так или иначе находит правовую поддержку от законодателя и (в англо-американской системе) судьи, который выступает непосредственным творцом правовой нормы.
В мусульманском праве все не так просто, как в романо-германской или англо-американских правовых традициях. Как отмечает Сюкияйнен Л.Р, — данное право взаимосвязано с религиозным происхождением, имеет «божественную природу», то же (в обязательном порядке) происходит взаимодействие юридических предписаний с мусульманской догматикой, нравственными нормами, правилами культа, религиозными нормами ислама в целом. Мусульманское право религиозно по своему происхождению и правоверные относятся к нему как к божественному откровению. Следовательно, мусульманское право является не самостоятельной системой норм, а составной частью ислама. Появление (или отмена) новой правовой нормы возможна лишь в случае строгого согласования с исламскими основополагающими принципами, общественный интерес самостоятельной роли формально не играет. К примеру, некоторые мусульманские страны, чья экономика базируется на туризме, теряют тысячи потенциальных гостей и многомиллионные доходы от категорического запрета виноторговли. Однако вносить изменения в законодательство «в духе времени» не спешат — в Коране содержится категорический запрет употреблять «сок лозы».
Исходя из универсального характера ислама и его нормативных предписаний, делается вывод, что ислам — это одновременно вера и государство, а позитивное мусульманское право фикх выступает не только собственно правом, но и религией. Фактически в правовых системах исламских стран отождествляется религия и право, соблюдение религиозных норм — это и соблюдение правовых норм.
Религия повлияла на развитие права в государствах, исповедующих буддизм. Вопросам государства и права в политической теории буддизма уделяется мало внимания. Это обусловлено тем, что, во-первых, буддизм акцентировал внимание на индивидуальном пути спасения и достижения духовного совершенствования, а, во-вторых, государство и право рассматривались как одни из источников земных страданий и несчастий.
Возрастание роли буддизма и активизация в разработке вопросов политико-правового развития произошли в период империи Маурьев, когда буддизм стал государственной религией. Достоинством буддизма, является рационалистический подход в объяснении окружающего мира. Изменяется и интерпретация дхармы, которая рассматривается как естественный закон. Познавая этот закон, можно разумно его применять во взаимоотношениях с другими людьми. Постепенно буддизм вошел в политическую культуру и право государства, сохраняя традиционную правовую культуру тех народов, которые его исповедуют. Буддизм, являясь закрытой религией повлиял и на право, обозначив его термином «традиционное», можно сказать, закрытое, не терпящее проникновения в себя различных веяний, культур и права других правовых систем мира.
Главная особенность иудейского права заключается в том, что оно является составной частью иудаизма. Это прежде всего проявляется в их общем происхождении, а также в общности их источников. Как известно, источником религии и еврейского права Библия. Нормы иудейского права переплетены с религиозными нормами и преимущественно направлены на определение обязанностей человека как члена еврейской общины. Они регулируют отношения членов иудейского общества к Богу, его законов и заповедей, к религиозным ритуалам, к своему государству, общественных институтов, к другим членам общины и иноверцев.
Следующая особенность иудейского права заключается в том, что для него, в отличие от других правовых систем, характерный мононациональный характер, то есть действие иудейского права распространяется только на одну нацию — евреев. Важнейшим источником иудаизма и еврейского права является Ветхий Завет — часть Библии, которая состоит из нескольких книг, написанных до пришествия Христа. Среди книг Ветхого Завета особое место занимает Тора рассматривается в иудейском праве как своеобразная конституция еврейского народа. Важным источником иудаизма и еврейского права является Талмуд.
Особенность правовой системы Израиля заключается в том, что в Израиле иудаизм не провозглашается в качестве государственной религии, однако он играет решающую роль в государственно-политической жизни израильского общества. Например, в Израиле не только официально запрещены браки евреев с неевреями, но и затруднено заключения браков между представителями разных направлений в иудаизме.
Право и религия: исторические и современные проблемы
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.