В историческом развитии как форме общественного сознания концепция морали изменилась, и идея моральных норм и оценок не осталась неизменной. Мораль, как и право, постоянно меняется и отражает уровень развития общества, его социальную структуру и национальные, бытовые, религиозные и экономические факторы.
Мораль первобытного общества, эпохи рабства, феодализма и современная мораль во многом различны, а некоторые из них даже противоречивы. Очевидно, что по морали не меньше позиций, чем различные правовые договоренности. Социологи выделяют три основных направления этического мышления [8, c. 204].
Первое течение — это так называемая Felicitology (от латинского Felicia — счастье). Мораль понимается как технология, как искусство достижения счастья, как мудрость жизни, как искусство избегать страданий. Близкое к фелицитологии течение евдаймонизма (от греческого Eudamonia — счастье, удовлетворенность), гедонизм (Hedone — удовольствие) — учение о том, как получить удовольствие, избегает страдания. [15, с. 246]
Эпикурейство, которое связано с именем древнегреческого философа Эпикура, относится к первому потоку этического мышления. Согласно Эпикуру, счастье — это состояние здорового тела и спокойствия души. Это достигается путем удовлетворения естественных потребностей человека и устранения физических страданий и психического беспокойства. Эпикур различает два типа развлечений: физическое (удовлетворение потребности в еде, жилье, одежде и т. д.) и психическое (основанное на знаниях и дружбе). Последние Эпикур ставит выше первых. Удовлетворение желаний должно быть умеренным. «Все в меру», проповедовали древнегреческие мудрецы. Мудрец Кнобул сказал: «Те, кто держит все посередине, найдут счастье и мир». Многие старые мыслители придерживались этих взглядов.
Основные достоинства этого движения индивидуалистичны: счастье, наслаждение, душевное спокойствие. Гедонизм возрождается в эпоху построения гражданских отношений. Выгода частного лица – собственника, предпринимателя, его материальное благополучие становится главной моральной добродетелью[3, c. 40]. Мы видим эти взгляды в работах Д. Локка, Т. Гоббса, Спинозы.
Вторая концепция для понимания морали — перфекционизм (от латинского perfectus — совершенный). Мораль понимается как система правил и состоит не в том, чтобы сделать вашу жизнь комфортной, счастливой и спокойной, а в том, чтобы жить достойно, в соответствии с природой человека, т.е. в соответствии с идеалами личности, такими как личные качества, для повышения достоинства. Эта мораль выражает идеалы личности для подражания. Это может быть идеал святого (Иисус Христос, Мухаммед и т. д.), идеал справедливого рыцаря, джентльмена, неумолимого революционера, неподкупного судьи, принципиального обвинителя, смелого, с честью и достоинством офицера и т. д. Основными достоинствами являются понятия морали. Заслуга, признание и позитивная оценка усилий, которые приближают человека к идеалу, имиджу. [15, с. 246]
Третья концепция принимает мораль как систему правил человеческого общества, правила, которые определяют не то, что нужно сделать для достижения счастья или личного совершенства, а то, как действовать так, чтобы другие чувствовали себя комфортно с нами, принимая во внимание хорошее и т. д. Основой этой концепции является формирование социальных отношений, человеческой жизни в обществе.
Первые два понятия индивидуалистичны (особенно фелицитология), требуют изменения личности человека, третье требует изменения отношений, социальных реформ. Очевидно, что эти понятия могут сосуществовать, сцепляться.
Согласно третьей концепции, мораль может быть определена как ряд идей, взглядов, идей о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и стыде, совести и т. д. и развиваться на основе норм поведения. Основные принципы (нормы) морали: делать добро, не делать зло; поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы с вами поступали.
Мораль является важнейшим социальным институтом в современном понимании, одной из форм общественного сознания. Это сочетание исторически развивающихся и развивающихся принципов жизни, взглядов, оценок, убеждений и поведенческих стандартов, основанных на них, которые определяют и регулируют отношение людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу и окружающей действительности.
Вышеприведенное определение отражает только самые общие характеристики морали. Фактически, содержание и структура этого явления глубже, более обширны и также включают психологические аспекты — эмоции, интересы, мотивы, отношения и другие термины. Но главное в морали это идея добра и зла[13, c.8].
Мораль предполагает не только отношение человека к окружающим, но и к самому себе, самооценку, самооценку, уверенность в себе как личности. И. Кант заметил: «Любой, кто превращается в червя, не должен позже жаловаться на то, что его растоптали». Честь, достоинство, доброе имя охраняются законом – это самые важные социальные ценности. Честь ценнее жизни. Идея честности и нечестности является еще одним ядром морали. Высшим законом и высшим суждением человека является его собственная совесть, которая по праву считается наиболее полным и глубоким выражением моральной природы человека.
Право и мораль:общее и особенное. Защита нравственности в российском законодательстве (примеры, правовые прием
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.