Личностное поведение в ситуациях, кажущихся одинаковыми, представляется разнообразным, которое сложно объяснить, при апелляции лишь к ситуации. Психологи установили, что даже на одни и те же вопросы человек дает разные ответы в зависимости от того, где и как данные вопросы ему задаются. Поэтому ситуация определяется не физически, а психологически, потому что она представляется человеку в его восприятии и переживаниях, как они были им поняты и оценены.
Таким образом, в общей психологии мотив выступает в качестве побуждения к деятельности, связанного с удовлетворением потребности субъекта. А под мотивацией имеется в виду комплекс факторов, которые детерминируют поведение.
1.2. Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов.
Чаще всего источники активности в мотивации студента бывают следующими:
1. Внутренним включающим социальные и когнитивные потребности, интересы, установки, стереотипы, эталоны, оказывающие воздействия на эффективность личностного самосовершенствования, личностной самореализации, личностного самоутверждения в каждом виде деятельности. В этом случае движущая сила активности состоит в стремлении к идеалу своего «Я» и переживании несоответствия «Я», которое в реальности.
2. Внешними источниками учебной мотивации студентов. Это обстоятельства, в которых протекает жизнь и деятельность отдельного индивидуума. Кроме того, это и требования, и набор возможностей, и ожидания.
В соблюдении поведенческих норм, деятельности и общения в социуме и заключается смысл требований. Ожидание является мотивацией учащихся к обучению по отношению позиции социума к образованию, т.к. это поведенческая норма, и ему надо принять это в качестве данности, что поможет ему преодолеть трудности в учебе. А возможности образуются благодаря объективным условиям, необходимым в целях широкого и мощного продвижения учебы. Движущая сила здесь состоит в стремлении выполнять требования социума, при несоответствии действительного уровня знаний обучающегося.
Мотивы студентов бывают социальными, при понимании и принятии необходимости обучения, потребности развивать миропонимание и формирование; когнитивными при: интересе и стремлении получать знания, если учеба радует и удовлетворяет; личностными при авторитетной позиции на курсе, персонализации, самоуважении и даже честолюбии — все идет в ход.
Очень хорошо отвечает поставленной задаче классификация Д. Якобсона, где по отдельности представлены мотивы, которые связаны с ситуациями вне образовательной деятельности. Данная мотивация профессионального выбора является узкосоциальной (отрицательной): идентификация с родителями либо иными уважаемыми людьми из окружения, когда выбор определяется тем, что обучающийся не желал потерпеть неудачу и в том числе быть ответственным за самостоятельное решение, бывает, что ему диктовало выбор обыкновенное чувство долга. И формирование мотиваций обучающихся в данном ключе представлено весьма широко.
В этот же ряд относят мотивацию общесоциальную: если обучающийся ответственный, он пытается хорошо учится, чтобы в дальнейшем приносить обществу пользу. Иная ипостась — мотивация прагматическая, когда к деятельности побуждает престижность профессии, возможность социального роста и материальные блага, которые профессия в дальнейшем принесет. В развитие мотивации студентов к учебе тоже входят самые разные побуждения: