Третий подход строится на группе различных разрозненных исследований, которые пытаются показать, что нормативные требования сами по себе не оказывают влияние на конкурентоспособность товаров и могут действовать только в совокупности с другими факторами либо в принципе не оказывать никакого значимого влияния на положение компании на рынке.
К примеру, канадский экономист Б. Санклэр-Дэсгань выделил три типа инноваций: инкрементальные (улучшающие существующие технологии), снижающие риски и радикальные. Создание основы для развития всех участников рынка зависит от того, какие именно инновации стимулируются государством, поскольку игра с положительной суммой может быть достигнута преимущественно при развитии радикальных инноваций.
Группой греческих экономистов под руководством с Е. Сартзетакиса было выдвинуто предположение о том, что влияние экономического регулирования на конкурентоспособность зависит от инструментов, которые использует государство. Так, они называют более эффективными рыночные инструменты, в то время как контрольно-надзорные методы часто не оказывают эффекта на развитие технологий.
Группа ученых под руководством А. Джеффа обнаружила, что влияние нормативных требований на конкурентоспособность компании может быть настолько мало, что его зачастую очень тяжело обнаружить. На основе эмпирических данных они сделали вывод о том, что ни традиционная, ни ревизионистская гипотезы не подтверждаются в полной мере. Таким образом, они заложили основу для потенциальной «всеобъемлющей» теории, способной интегрировать два подхода.
В международной торговой практике, а именно в рамках ВТО, подход к экономическому регулированию строится на принципах Х. Зиберта, согласно которому такое регулирование необходимо для справедливого распределения общественного блага – чистой окружающей среды – среди всего населения планеты с наименьшими затратами, однако такое регулирование должно быть настолько минимальным, насколько это необходимо.
Экономическое регулирование становилось объектом торговых споров только три раза (в двух случаях из трех ужесточение требований в отношении отдельных партнеров признано соответствующим ГАТТ), однако в рамках ВТО создан специальный Комитет по торговле и окружающей среде. Позиция комитета и организации на сегодняшний день такова, что нормативные вопросы должны регулироваться специальными нормативными соглашениями и специализированными организациями. При невозможности разрешить разногласия в рамках таких соглашений спор рассматривает Орган по разрешению споров ВТО. В рамках процесса дела об нормативных стандартах рассматриваются с точки зрения наличия барьеров в торговле. Также ВТО руководствуется следующими ключевыми принципами: «…Во-первых, на продукт не могут быть наложены торговые ограничения лишь по причине технологии его производства. Во-вторых, ни одна из стран не вправе требовать распространения стандартов, действующих на ее территории, на другие страны…». ВТО не поддерживает концепцию распространения нормативных норм и стандартов согласно теории «выигрышей от торговли», а также выступает против так называемого «зеленого протекционизма»: нормативные требования не требуется смягчать, однако они должны быть адекватными и стимулировать экспортеров на рынке их выполнять, а не прекращать торговлю.
В итоге следует отметить, что взгляды на экономическое регулирование и его влияние на конкурентоспособность разнятся как между различными школами конкурентоспособности, так и внутри их. В рамках либеральных концепций нормативные требования воспринимаются либо как торговый барьер, повышающий издержки зарубежных контрагентов и снижающий их конкурентоспособность на внутреннем рынке, либо как способ решить проблему распределения глобального общественного блага – чистой окружающей среды – за счет многостороннего экономического регулирования. В такой концепции экономическое регулирование необходимо лишь в той степени, в которой оно будет эффективно справляться с поставленной целью. Этим же подходом руководствуется и ВТО.
С другой стороны, ревизионистские взгляды считают экономическое регулирование стимулом для роста инноваций и последующих инвестиций в отрасль, и, как следствие, долгосрочное повышения качества жизни и роста благосостояния граждан. Вместе с таким ростом положительные эффекты будут распространяться и на торговых партнеров, приводя к ситуации выигрыша для всех в случае адекватной реакции партнеров на неотвратимые изменения в регулировании.
Наконец, приверженцы потенциальной «всеобъемлющей теории» отвергают значимость экономического регулирования для конкурентоспособности отраслей, предлагая концепции либо «нулевого эффекта», либо совокупного воздействия на экономику. Утверждается, что ни одна из предыдущих концепций не удовлетворяет практическим исследованиям, а значит истинное положение дел находится на стыке концепций. Тем не менее, за исключением нескольких теоретических выкладок и эмпирических исследований отдельных отраслей отдельных стран, основы данной теории еще не сформированы и оставляют поле для дальнейших исследований.
Практика ведения ТН ВЭД ЕАЭС на примере товаров, включенных в группу 03 ТН ВЭД ЕАЭС.
- Diplom777
- Внешнеэкономическая деятельность
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777