Учитывая исторический аспект изучения развития лицензионной деятельности в России, можно сделать вывод, что в связи с развитием предпринимательских интересов и предоставлением услуг, в сфере лицензирования всегда существует тенденция к увеличению перечня лицензированных видов деятельности, что требует постоянного мониторинга этого развития и дифференциации государством этого вида деятельности.
1.2. Понятие и правовая природа лицензирования в Российской Федерации
По словам А.М. Минеханова, лицензия – это разрешение на право заниматься коммерческой научной или хозяйственной деятельностью в различных сферах приложения человеческих сил и оказания услуг, где по ряду причин государство выполняет строгие надзорные функции.
В то же время сущность лицензирования сводится к двум основным факторам. Первый заключается в недопущении реализации стратегически важных для государства отдельных видов деятельности предприятий и организаций, наносящих ущерб государству. Второй состоит в регулировании и контроле за деятельностью организаций, допущенных к выполнению лицензируемых видов деятельности.
В настоящее время в РФ насчитывается около двухсот лицензированных видов работ. Которые представляются весьма разнообразными, от предоставления услуг по перевозке специальных товаров до обработки специальными препаратами полей и других участков местности. Почти каждое министерство имеет 125 лицензируемых видов деятельности в своем реестре, ведет реестр выданных лицензий, контролирует и несет ответственность за нарушения, которые повлекли за собой широкие общественные последствия.
Учитывая, что лицензирование некоторых видов деятельности возникло совсем недавно, а с точки зрения учета различных обстоятельств, следует отметить, что следующие законы стали реальными предпосылками для закрепления понятия «лицензирование» в российском законодательстве: «О кооперации в СССР», «О банках и банковской деятельности», а также «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
Между тем, качественная пролонгация порядка лицензирования стала возможной вследствие принятия различных нормативных актов, в числе которых были указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, и внутренние акты ведомств.
Касаясь значимости реализации феномена лицензирования, следует придать значение обстоятельству того, что данный вид содержит в себе существенные особенности, указывающие на обязательность получения определенного правового статуса, носящего временный характер. Вместе с тем, источники права, определяющие сущность данного вида деятельности, роль услуг лицензирования и её основные алгоритмы, не всегда содержат положения, универсально действующих в любых условиях правовых коллизий и фикций, которые могут возникать, например, по причине противоречия некоторых норм данных источников положениям Конституции РФ (часть 3 статья 55), согласно которой ограничение права допускается только на основании федерального закона.
Таким образом, лицензирование – это симбиоз разрешительных и надзорных полномочий и в последние годы данная сфера правового регулирования все чаще оказывается на переднем плане внимания со стороны общественности, поскольку активная динамика в сфере услуг требует качественной культивации и преобразования. В то же время, просматривается позитивная тенденция в разработке административных положений, регулирующих непосредственную деятельность органов лицензирования, вместе с этим практически завершена работа по интеграции в указанную сферу высоких технологий и научных достижений, проведена преобразовательная работа по исключению из реестра отдельных видов лицензионных деятельности, введен перманентный мониторинг влияния на процессы, протекающие в данной области, организованы горячие линии по ознакомлению с особенностями лицензирования.