Во-вторых, объектами маркетинга являются материальные товары, услуги, идеи, организации, территории и личности. Материальные товары могут быть подразделены на товары индивидуального потребления, производственного назначения и товары для социальных нужд. Услуги всегда нематериальны, не постоянны по качеству, так как зависят от конкретного исполнителя и трудно поддаются стандартизации.
Категория «переживание» является ключевой в существующих в настоящее время многочисленных теориях мотивации. Обычно оно генерируется не самим человеком, а стимулируется извне различными субъектами. На рисунке 1 представлены стратегические модули потребительских переживаний.
Стратегические модули потребительских переживаний
Размышления
Соотнесение
Действия
Эмоции
Ощущения
Рисунок 1 – Стратегические модули потребительских переживаний
С помощью маркетинга возможно улучшение координации и распределения ресурсов, оказание влияния на потребительские предпочтения, улучшение качества жизни. Основные функции маркетинга таковы:
— анализ рынка и окружающей среды, а также выбор определенных целевых рынков;
— изучение потребительского спроса на услуги и товары;
— управление спросом и предпочтениями потребителей;
— планирование услуг и товаров, которые отвечают запросам потребителей;
— руководство сбытовой политикой и др.
Можно сделать вывод, что реализация функций маркетинга возможна через следующие компоненты: коммуникации, сбыт, товарная политика, ценообразование.
Рассмотрим их более подробно.
Коммуникации включают в себя вопросы, которые касаются рекламной деятельности (как формы неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг), оплачиваемой четко установленным заказчиком. В настоящее время особо эффективны интегрированные коммуникации и комплексный инструментарий формирования спроса и стимулирования сбыта.
Сбыт, продажи. Что касается данного аспекта, то можно отметить то, что маркетинг способен научить выбирать наиболее оптимальные существующие каналы сбыта, или создание новых при необходимости.
Товарная политика заключается в определении типа товара, того, какую проблему клиента он может решить. Решение этой проблемы неразрывно связано с определением сегментов рынка, на которых действует фирма, чьи потребности она собирается удовлетворять.
Ценообразование связано с определением оптимальной цены на товар, которая чаще всего осуществляется экспериментальным путем. Главными инструментами выступают наценки и скидки. Исследования показывают, что в настоящее время трансформировалась не только система маркетинга, но и потребители значительно изменились за последнее десятилетие. Именно поэтому очень часто проводятся маркетинговые исследования, которые являются аналитическим инструментом для подготовки эффективных управленческих решений. Маркетинговое исследование – это сложная система, состоящая из следующих элементов:
— идентификация рыночных проблем;
— изучение возможностей организации;
— сбор данных о рынке и их интерпретация;
— развитие и усовершенствование маркетинговой политики, в том числе и стимулирование потребительского спроса.
Можно выделить главную цель проведения маркетинговых исследований: удовлетворение платежеспособного спроса и повышение эффективности работы организации за счет изучения рынка и совершенствования маркетинговой политики.
Таким образом, можно сделать вывод, что главная цель маркетинга заключается в удовлетворении платежеспособного спроса и повышении эффективности работы организации за счет изучения рынка и совершенствования маркетинговой политики. Отметим, что с помощью эффективной маркетинговой стратегии можно оказать существенное влияние на потребителей. Маркетинг как научная дисциплина представляет собой комплекс мероприятий – с одной стороны, на стороне маркетинга выступают определенные научные знания, с другой стороны, в маркетинговой деятельности нашли широкое распространение многие практические методы, такие как исследования, наблюдения, маркетинговые опросы и многое другое. В целом, концепция маркетинга является важнейшим способом понимания, осмысления определенных явлений, как система основных идей, взглядов на маркетинговую деятельность.