Действительно, если уровень дохода в стране низкий, то основной целью индивидов является удовлетворение первичных потребностей и расходование средств на продукты питания, одежду и др. С повышением дохода домашние хозяйства могут позволить себе потреблять большее количество разнообразных и высококачественных товаров. Когда потребности удовлетворены, индивиды задумываются о приобретении более дорогих товаров или тех, которые раньше они не могли себе позволить. Они начинают откладывать часть средств для совершения будущих покупок. Чем богаче индивиды, тем меньшую долю своего дохода они потребляют. Чем богаче индивиды, тем меньшую долю своего дохода они потребляют. Это же утверждение верно и относительно всей страны в целом. Граждане более богатых стран сберегают в совокупности больше, чем граждане бедных стран. Эту закономерность впервые отметил Дж.М.Кейнс и назвал ее основным психологическим законом.
1.3.Индекс потребительских настроений
Индекс потребительских настроений – экономический индикатор, который отображает уровень уверенности потребителей в экономике на данный момент и определяет, насколько они нацелены на приобретение дорогостоящих товаров и услуг [17, cтр. 36].
Существует зависимость между готовностью людей купить нечто ценное, например автомобиль, и возможными изменениями в доходах, расходах граждан и экономическим положением в стране в целом на ближайшее время.
То есть некий гражданин, собираясь совершить крупную покупку, исходит из того, что в скором будущем у него будет определенный доход, который в настоящее время нигде не учтен и поэтому отсутствует в статистических данных. Индекс потребительских настроений позволяет выявить такие ожидания граждан.
В условиях рыночной экономики данный индекс представляет особое значение для производителей, так как помогает наиболее эффективно выстроить план производства, продаж, организации маркетинга и рекламы. Также представляет ценность и для государства, так как учитывается при составлении прогноза развития экономики страны. Стоит подчеркнуть, что доля расходов домашних хозяйств в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны составляет около 50% (представлено в таблице 1) [13].