Вместе с тем статические данные свидетельствуют о малой эффективности государственной политики, проводимой в рамках развития МСП. Так, согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательств, по состоянию на 10 октября 2016 года общее количество субъектов МСП в России составило – 5436266 субъектов, на 10 октября 2017 года – 5514930 субъектов, на 10 октября 2018 года – 5686246 субъектов, а на 10 октября 2019 года аналогичный показатель составил – 5599642 субъекта [1]. Соответственно, «рост» МСП за трехлетний период составил менее 1%, одновременно нельзя не отметить тот факт, что количество субъектов МСП в 2019 году сократилось по сравнению с 2018 годом так же на 1%.
Таким образом, можно констатировать, что в России формально реализованы необходимые предпосылки для успешного развития малого и среднего предпринимательства, однако фактическое состояние (согласно представленной статистике) можно оценить как неудовлетворительное.
Среди основных причин можно выделить целый ряд обстоятельств, препятствующих полноценному развитию сектора малого и среднего предпринимательства.
Во-первых, малоэффективное и «нестабильное» нормативно-правовое регулирование налогообложения, связанное с существованием множества нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней, положения которых зачастую вступают в противоречия друг с другом, и как следствие происходит необоснованное частое внесение изменений в налоговое законодательство.
Во-вторых, сильная фискальная нагрузка, которая субъектам малого и среднего предпринимательства не позволяет развиваться, а напротив стимулирует к поиску различных схем для уклонения от налогов и переходу в теневой сектор экономики. Так, в России одновременно налоговая нагрузка равна аналогичному показателю в развитых странах, но не соответствует уровню производительности труда, иными словами не отвечает современному экономическому состоянию уровня развития МСП. Согласно исследованию, проведенному Институтом экономики роста им. Столыпина П. А., налоговая нагрузка по масштабам предприятий составляет: в крупных предприятиях 90%, а в микро, малых и средних предприятиях превышает 100% [2].
В-третьих, отсутствие системной и достаточной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства государством, которая ежегодно сокращается. Например, в 2015 году общий объем финансовой поддержки МСП государством составил 16,9 миллиардов рублей, а в 2018 году – 5,02 миллиардов рублей [2].
Подводя итог вышесказанному, важно отметить необходимость дальнейшего развития и поддержки сектора малого и среднего предпринимательства в России. При этом, важно стремиться к балансу взаимных прав и обязанностей между государством и хозяйствующими субъектами, чтобы, с одной стороны, снизить высокий уровень административной нагрузки, а с другой – сохранить за государственными органами достаточный объем полномочий по исполнению контрольных и надзорных функций. обращения: 04.02.2020)
4.Формулировка множества допустимых решений
К компенсационным способам поступления денежных средств получателю отнесем субсидии и гранты. Смысл такого способа поддержки в том, что предприятие затрачивает свои средства на проект и впоследствии получает от государства субсидию в качестве возмещения. Либо государство напрямую выделяет средства на реализацию проекта в виде гранта и инициатор проекта не расходует собственные средства.
В данной классификации разделим источники финансирования с государственной поддержкой по признаку платности их получения. К платным отнесем предоставление кредита в государственном банке по поддержке малого бизнеса по льготной ставке. Также к этой категории отнесем лизинговые программы по льготным ставкам, устанавливаемым в рамках государственной программы поддержки малого бизнеса на приобретение оборудования для реализации проектов. К бесплатным источникам финансирования отнесем субсидии и гранты, за пользование которыми субъекты малого предпринимательства со временем платить не будут.
Проанализировав источники финансирования в рамках программ поддержки малого и среднего предпринимательства на территории Челябинской области, МСП-Банка (МСП), Федерации развития промышленности (ФРП), Агентства инвестиционного развития (АИР) и Центра кластерного развития (ЦКР), можно предложить следующий алгоритм выбора и получения источника финансирования для конкретного проекта (рис. 3).
На первом этапе оценивается осведомленность инициатора проекта об имеющихся программах государственной поддержки и процедуре ее получения, о документальном оформлении реализуемого проекта. Также проводится анализ проекта на предмет наличия собственных финансовых ресурсов, которые инвестор готов потратить сейчас и затем получить субсидию в рамках господдержки как компенсацию вложенных собственных средств. Определяется объем финансирования и формируется проект бизнес-плана, который впоследствии станет обоснованием для получения мер государственной поддержки [9].
Далее, если проект коммерческий, то предприятие выбирает в зависимости от наличия собственных свободных средств субсидию на реализацию проекта либо, если своих средств нет или их недостаточно, то кредит от банка-представителя государства по льготной ставке в рамках утвержденной программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Результатом данного действия будет получение субсидии или кредита. Если проект некоммерческий, предприятие выбирает предложенные государством программы предоставления грантов для реализации проектов, которые в будущем принесут социально значимые дивиденды. Результатом данного действия будет получение гранта.
На этапе получения субсидии и/или кредитования проект оценивается с точки зрения его актуальности и инфраструктурной значимости на данный момент времени для данного региона. Если проект актуальный, значимый для инфраструктуры, то ему подойдут программы, предложенные АИР, ЦКР, ФРП. Если проект небольшой, то подойдут программы, предлагаемые банком МСП в части кредитования и субсидирования, банком ВТБ в части лизинговых программ, ЦКР в рамках его участия в точечных проектах. Параллельно анализу актуальности проводится анализ объема инвестирования проекта. Если требуемая сумма превышает условно 15 млн руб., то инициатору проекта следует обращаться к крупным инвесторам — представителям программ господдержки, таким как АИР, ЦКР, ФРП. Если сумма проекта небольшая, то банк МСП и другие банки, участвующие в программах господдержки субъектов малого предпринимательства, предлагают свои финансовые инструменты инвестиций.
Вторым этапом алгоритма является формирование пакета документов для получения выбранного варианта господдержки. Результатом его представления является получение нужного инструмента господдержки и реализация проекта. Если по каким-либо причинам в поддержке отказано, то стоит пересмотреть проект бизнес-плана, заново оценить его актуальность и значимость на данный момент, определить объем требуемого финансирования и способ его получения.
Понятие решения о выборе программы финансирования
- Глеб Стрелков
- Менеджмент

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Глеб Стрелков
Закончил СПбГИКиТ факультет телевидения, дизайна и фотографии. Работаю преподавателем один год. Являюсь магистром. Кроме этого занимаюсь репетиторством и решаю школьные и студенческие работы по менеджменту и трудовым отношениям на этом сайте. Люблю свою профессию за то, что могу делиться полученным опытом и приобретенными знаниями.