Со временем характеристики государства углубляются, становятся более исчерпывающими и точными. Известный российский юрист Н. Коркунов считал, что государство — это гражданский союз, где совершается принуждение над свободными людьми. Близким является определение государства российского юриста В. Хвостова, который утверждает, что государство — это одна из форм человеческого общения, один из видов гражданских союзов; государство — это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной власти.
Свое определение государства предложил Б. Кистяковский: государство является правовой организацией народа, что владеет во всей полноте своей собственной, самостоятельной и первичной, то есть ни от кого не зависимой властью. В этом определении есть некоторые принципы народного суверенитета, мысли о правовом государстве, что для того времени было прогрессивным шагом в понимании государства.
После Октябрьской революции в советской юридической литературе на много лет утвердился односторонний подход к данному вопросу. Государство определялась лишь как политическая организация экономически господствующего класса, который имеет такой аппарат принуждения, как классовая диктатура, аппарат классового насилия. Такая характеристика исходила из ленинского положения о государстве как машине для поддержания господства одного класса над другим. Для юридической науки советского периода это определение государства на длительный период стало руководящим и ведущим.
Уже в 60-тые года ХХ века советские политики и юристы определяли необходимость новых подходов к пониманию толкования понятия «государство». В СССР появляется и обосновывается идея общенародного государства, которое никак нельзя было считать «машиной для поддержания господства». Было решено, что характеристика государства как «машины» относится лишь к эксплуататорским государствам и частично к государству диктатуры пролетариата.
Новые возможности для всестороннего анализа в осознание действительного содержания государственной организации общества и понимания государства появляется в 1990-х гг. Наряду с классовым подходом к определению государства (который является подходящим для установления типов государств) предлагается обще концептуальный подход, что обуславливает возможность более широкой и общей характеристики общественных признаков государства.
Государство (в узком смысле слова) — организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, религиозных, национальных, расовых и т.п.) в пределах определенной территории. Государство (в широком смысле слова) — универсальная общественная и политическая организация (целостность), обладающая публичной властью, специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется ее суверенитет.
Достаточно естественно смотрится более широкое определение государства как особой организации публичной власти одного класса, блока классовых сил, социальной группы, всего народа, что имеет специальный аппарат управления и принуждения, является официальным представителем общества и обеспечивает его интеграцию. Государственный аппарат, однако, отделенный от общества и не совпадает с ним, в определенной ситуации является антиподом обществу, что может порождать серьезные противоречия между обществом и властью. В других обстоятельствах общество является
системой, в которую государственный аппарат вписывается достаточно естественно, действует адекватно общественным потребностям и интересам.
Это общество считается сильным гражданским институтом, а государство — правовым. К сожалению, примеров такого взаимодействия еще немного.
В приведенных определениях внимание обращается на такую важное качество государства, как его общесоциальная определенность, что, безусловно, делает их более содержательными и точными: руководство и интеграция общества в первом определении и обеспечение нормальной жизнедеятельности общества — во втором. То, что много лет в определениях государства этот ее качественный момент отсутствовал, а упор делался лишь на классовом характере государства (что было не совсем правильно, поскольку была утрачена истинная ценность государства и ее природа), сущность и социальное назначение характеризовались односторонне, и, с научной точки зрения, искажались.
Анализируя предварительное определение государства, нельзя не высказать возражений против толкований, в которых отсутствует такой его качественный признак, как наличие аппарата управления и принуждения. Как бы человечество не хотело иметь государство гуманное, что отвечает интересам всех, оно не может существовать без аппарата управления и принуждения, без этого имманентного качества государственной власти. Баланс между управлением и принуждением в том или ином государстве может быть разным. В определенных исторических условиях усиливается элемент руководства, управление без активного использования принудительных ресурсов, в других — наоборот.
Понятие, признаки и социальное назначение государств
- Анфиса Суханова
- История
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.